74
На
первой и второй ступени
ученикъ упражняется въ изложеши
того
содержатя,
какое онъ почерпаетъ изъ классваго чтешя и бесгЬдъ;
на третьей и четвертой ступени
онъ упражняется въ изложеши и
свогьхъ мыслей
(виденное, слышанное, надуманное имъ самимъ).
Упражнеше въ устномъ изложеши мыслей несравненно легче въ
исполнена, чемъ упражнеше въ письменномъ изложеши, поэтому —
устныя упражненья всегда предшествуют!, письменным!, они должны
въ общемъ итти впереди ихъ: ученикъ долженъ прюбргЬсти хорошШ
навыкъ въ той или другой форме изложешй сначала устно, а потомъ
уже и письменно; на каждомъ отдгЬльномъ уроке (за исключешемъ
конца третьяго и четвертаго года) ученикъ долженъ обстоятельно про
работать изложеше прежде всего устно, а потомъ уже передать его и
письменно.
При выполнеши письменныхъ упражненш учитель заботится, на
сколько это возможно
не въ ущербъ самому дгьлу
, чтобы ученики при
исполнеши ихъ не погрешали противъ правописашя. Достигается это
следующими мерами: а) возможнкмъ предупреждешемъ ошибокъ (пред
посылаемое письму - раздедеше рЬчи на слова, ясное и отчетливое
произвошеше словъ по слогамъ и проч.); в) пр1учен1емъ ученика въ
каждомъ сомнительномъ случае справляться съ книгою, въ связи съ
которой выполняется упражненш, или же, въ крайнемъ случае, спра
шивать учителя. Во всякомъ случае, упражненья въ изложеши не могутъ
быть приносимы въ жертву интересамъ правописашя, —упражнешя въ
изложеши должны быть непременно начаты
съ перваго же года обученгя
даже и въ томъ случае, если бы отъ этого несколько и пострадало
правописаше.
Первый годъ учеша*).
У
п раж н ен ья
въ
устномъ
и з л о ж еш и
,
1. Ответы на вопросы учителя.
2, Связное изложеше содержашя статьи сперва по вопросам!
учителя, а потомъ и безъ нихъ, какъ повтореше того, что разъ и два
было разсказано по вопросамъ.
Примгьчате.
Въ книге „Вешше Всходы“ при большей части
статей напечатаны и вопросы для пересказа статьи. Нужно иметь
въ виду, что вопросы эти не редко не совпадаютъ
съ планомъ
статьи.
*) Образцы упражненш въ устномъ и письменномъ изложены мыслей см, ниже въ при.
м'Ьрныхъ урокахъ, а также см. руководство Д. И. Тихомирова: „Руководство къ „Вешнимъ
Всходамъ11; „Чему и какъ учить на урокахъ родного языка11; „Опытъ плана и конспектовъ
элементарныхъ заняты по рускому языку1.