Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  82 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 82 / 308 Next Page
Page Background

74

На

первой и второй ступени

ученикъ упражняется въ изложеши

того

содержатя,

какое онъ почерпаетъ изъ классваго чтешя и бесгЬдъ;

на третьей и четвертой ступени

онъ упражняется въ изложеши и

свогьхъ мыслей

(виденное, слышанное, надуманное имъ самимъ).

Упражнеше въ устномъ изложеши мыслей несравненно легче въ

исполнена, чемъ упражнеше въ письменномъ изложеши, поэтому —

устныя упражненья всегда предшествуют!, письменным!, они должны

въ общемъ итти впереди ихъ: ученикъ долженъ прюбргЬсти хорошШ

навыкъ въ той или другой форме изложешй сначала устно, а потомъ

уже и письменно; на каждомъ отдгЬльномъ уроке (за исключешемъ

конца третьяго и четвертаго года) ученикъ долженъ обстоятельно про­

работать изложеше прежде всего устно, а потомъ уже передать его и

письменно.

При выполнеши письменныхъ упражненш учитель заботится, на

сколько это возможно

не въ ущербъ самому дгьлу

, чтобы ученики при

исполнеши ихъ не погрешали противъ правописашя. Достигается это

следующими мерами: а) возможнкмъ предупреждешемъ ошибокъ (пред­

посылаемое письму - раздедеше рЬчи на слова, ясное и отчетливое

произвошеше словъ по слогамъ и проч.); в) пр1учен1емъ ученика въ

каждомъ сомнительномъ случае справляться съ книгою, въ связи съ

которой выполняется упражненш, или же, въ крайнемъ случае, спра­

шивать учителя. Во всякомъ случае, упражненья въ изложеши не могутъ

быть приносимы въ жертву интересамъ правописашя, —упражнешя въ

изложеши должны быть непременно начаты

съ перваго же года обученгя

даже и въ томъ случае, если бы отъ этого несколько и пострадало

правописаше.

Первый годъ учеша*).

У

п раж н ен ья

въ

устномъ

и з л о ж еш и

,

1. Ответы на вопросы учителя.

2, Связное изложеше содержашя статьи сперва по вопросам!

учителя, а потомъ и безъ нихъ, какъ повтореше того, что разъ и два

было разсказано по вопросамъ.

Примгьчате.

Въ книге „Вешше Всходы“ при большей части

статей напечатаны и вопросы для пересказа статьи. Нужно иметь

въ виду, что вопросы эти не редко не совпадаютъ

съ планомъ

статьи.

*) Образцы упражненш въ устномъ и письменномъ изложены мыслей см, ниже въ при.

м'Ьрныхъ урокахъ, а также см. руководство Д. И. Тихомирова: „Руководство къ „Вешнимъ

Всходамъ11; „Чему и какъ учить на урокахъ родного языка11; „Опытъ плана и конспектовъ

элементарныхъ заняты по рускому языку1.