Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  80 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 80 / 308 Next Page
Page Background

72

посл'Ьднимъ прочитаенымъ въ статье словомъ, ио и серьезно задуматься

надъ прочитаняымъ, поискать его жизненная применены.

Беседы по поводу ряда прочитанныхъ статей

на первой ступени

им'Ьютъ главною своею задачею—повторить прочитанное, связать его

вм'Ьст'Ь, а иногда и выработать на основаны прочитаннаго новое по­

няты, новую мысль Выработка общихъ понятий, на основа усвоенныхъ

частныхъ поняты, особенно находить себе место въ первомъ годе

учены въ связи съ чтешемъ наименованы предметовъ по родамъ и

видамъ (см, „Вешие Всходы”, ч. I): такъ, дети, постепенно усвоен-

ныя въ разное время поняты о животныхъ домашнихъ и дикихъ,

плотоядныхъ и травоядпыхъ, обобщаютъ въ HOHHTie четвероногихъ

(млекопитающихъ); поняты о четвероногихъ, птицахъ, рыбахъ, гадахъ,

насекомыхъ—обобщаютъ въ поняты о животномъ вообще и т, п. Изъ

связныхъ статей легче всего группируются и обобщаются въ своемъ

содержант статьи популярно научный: однородный животныя объеди­

няются и характеризуются по тому или другому признаку

еъ

одну

общую группу, и составляется общее описаны этой группы; точно

также объединяются однородная явлены изъ жизни природы, геогра­

фически описаны одной и той же местности, но съ различныхъ сто-

ронъ и проч. Крайне важно, чтобы отдельное содержаще каждой изъ

обозр’Ьваемыхъ статей приведено было въ связь (не внешнюю только,

но и внутреннюю) съ содержавымъ другихъ статей (жизнь растенш

данной м^стноси зависитъ отъ почвы и климата; жизнь и деятель­

ность человека зависитъ отъ условий природы, его быта, просвещены

и т. п.). Полезно также усвоенное въ известномъ порядке содержант

сгруппировать въ иномъ порядке: природа и жизнь на севере, въ сред­

ней полосе, на юге; растенш и ихъ жизнь на севере, въ средней

полосе и на юге; животныя на севере, въ средней полосе и на юге;

человекъ на севере, въ средней полосе и на юге; место распростра­

нены земледельческихъ заняты, рыбныхъ промысловъ, горныхъ про-

мысловъ и т. п.

Наиболее трудностей представляютъ для обобщены статьи нрав­

ственная содержааы, въ основе коихъ лежитъ та или иная

идея

:

беседа по поводу ряда такихъ (однородныхъ) статей должна связать

между собою отдельный общы мысли—каждой изъ статей, и не только

связать, но и обобщить, привести ихъ къ единству (см. въ Руководстве

къ „Вешнимъ Всходамъ* обзоръ содержанья ряда статей въ отделе

о человеке): здесь вырабатываются общы отвлеченный поняты,

общы

отвлеченныя мысли, здесь ученикъ работаетъ, хотя и на основе