72
посл'Ьднимъ прочитаенымъ въ статье словомъ, ио и серьезно задуматься
надъ прочитаняымъ, поискать его жизненная применены.
Беседы по поводу ряда прочитанныхъ статей
на первой ступени
им'Ьютъ главною своею задачею—повторить прочитанное, связать его
вм'Ьст'Ь, а иногда и выработать на основаны прочитаннаго новое по
няты, новую мысль Выработка общихъ понятий, на основа усвоенныхъ
частныхъ поняты, особенно находить себе место въ первомъ годе
учены въ связи съ чтешемъ наименованы предметовъ по родамъ и
видамъ (см, „Вешие Всходы”, ч. I): такъ, дети, постепенно усвоен-
ныя въ разное время поняты о животныхъ домашнихъ и дикихъ,
плотоядныхъ и травоядпыхъ, обобщаютъ въ HOHHTie четвероногихъ
(млекопитающихъ); поняты о четвероногихъ, птицахъ, рыбахъ, гадахъ,
насекомыхъ—обобщаютъ въ поняты о животномъ вообще и т, п. Изъ
связныхъ статей легче всего группируются и обобщаются въ своемъ
содержант статьи популярно научный: однородный животныя объеди
няются и характеризуются по тому или другому признаку
еъ
одну
общую группу, и составляется общее описаны этой группы; точно
также объединяются однородная явлены изъ жизни природы, геогра
фически описаны одной и той же местности, но съ различныхъ сто-
ронъ и проч. Крайне важно, чтобы отдельное содержаще каждой изъ
обозр’Ьваемыхъ статей приведено было въ связь (не внешнюю только,
но и внутреннюю) съ содержавымъ другихъ статей (жизнь растенш
данной м^стноси зависитъ отъ почвы и климата; жизнь и деятель
ность человека зависитъ отъ условий природы, его быта, просвещены
и т. п.). Полезно также усвоенное въ известномъ порядке содержант
сгруппировать въ иномъ порядке: природа и жизнь на севере, въ сред
ней полосе, на юге; растенш и ихъ жизнь на севере, въ средней
полосе и на юге; животныя на севере, въ средней полосе и на юге;
человекъ на севере, въ средней полосе и на юге; место распростра
нены земледельческихъ заняты, рыбныхъ промысловъ, горныхъ про-
мысловъ и т. п.
Наиболее трудностей представляютъ для обобщены статьи нрав
ственная содержааы, въ основе коихъ лежитъ та или иная
идея
:
беседа по поводу ряда такихъ (однородныхъ) статей должна связать
между собою отдельный общы мысли—каждой изъ статей, и не только
связать, но и обобщить, привести ихъ къ единству (см. въ Руководстве
къ „Вешнимъ Всходамъ* обзоръ содержанья ряда статей въ отделе
о человеке): здесь вырабатываются общы отвлеченный поняты,
общы
отвлеченныя мысли, здесь ученикъ работаетъ, хотя и на основе