79
Естественноисторическое и географическое чтеше.
Естественноисторическое чтеше имЬетъ главною своею цЬлыо ее
изучеше научной кдассифакцш, съ дЬлешями и подраздЬлешями, не
однообразный описашя отдЬльныхъ предметовъ, съ указатемъ всЬхъ
тЬхъ ихъ признаковъ, кои служатъ основашемъ для классификацш:
т а м знанш для начинающихъ ученье были бы специальны, сухи, без
жизненны, малоинтересны и незначительны по своему воспитывающему
воздействие на ученика.
Желательно дать ученику и въ начальной школЬ болЬе или ме-
нЬе целостное воззрЬше на м!ръ Божш (земля и пебо), на главвЬйшш
формы и явлешя, а отчасти и законы, живой и мертвой природы;
зд'Ьсь болЬе умЬстны не столько частные факты, хотя бы и важные
въ спещальво-научномъ отношеши, сколько общш явленья, картины,
сцены, жизненныя описашя, познаше взаимодЬйствш— природы на
человека и человека на природу.
Сообщаемый ученику знанш и впечатлЬшя должны, въ резуль
тат'^ поставить ученика въ разумное и доброе отношеше ко всему
окружающему, чтобы онъ не былъ дикаремъ среди окружающей его
природы, не зналъ бы суевЬрнаго страха передъ ея грозными явле
нный, не относился бы къ нимъ и тупо-безучастно, не вносилъ бы
въ окружающей его Mipb зла, истреблетя, не былъ бы среди природы
истребителемъ, хищникомъ.
Пусть ученикъ вынесетъ убЬждеше, что въ природЬ все совер
шается и все устроено по неизменно вЬчвымъ и мудрымъ законамъ,
хотя бы и невЬдомымъ для него, и все находится межъ собою въ
тЬсной зависимости —-небо и земля, свЬтъ и теплота, вода, воздухъ и
земля, минералы, растешя и животныя, круговоротъ воздуха и воды,—
вечное взаимодЬйствш, вечное движеше, жизнь, обновлеше.
Пусть ребенокъ узнаетъ, сколь это для него возможно, что въ
природЬ существуетъ и доброе н злое для человека, и что человЬкъ
имЬетъ силы и средства, пользуясь добрымъ, бороться со злымъ, что
и самъ челов'Ькъ вносить въ окружающую его природу и добро и зло,
и что онъ долженъ избЬгать послЬдняго, если къ тому не обязываетъ
безусловная необходимость.
Если онъ. по своему возрасту и развитие, и мало узнаетъ, то
пусть, по крайней мЬрЬ, вынесетъ изъ школы довЬрш и уважеше къ
знанш, къ книгЬ, пусть воспитаетъ въ себЬ интересъ къ увелвченш
своихъ познанщ,