Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  87 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 87 / 308 Next Page
Page Background

79

Естественноисторическое и географическое чтеше.

Естественноисторическое чтеше имЬетъ главною своею цЬлыо ее

изучеше научной кдассифакцш, съ дЬлешями и подраздЬлешями, не

однообразный описашя отдЬльныхъ предметовъ, съ указатемъ всЬхъ

тЬхъ ихъ признаковъ, кои служатъ основашемъ для классификацш:

т а м знанш для начинающихъ ученье были бы специальны, сухи, без­

жизненны, малоинтересны и незначительны по своему воспитывающему

воздействие на ученика.

Желательно дать ученику и въ начальной школЬ болЬе или ме-

нЬе целостное воззрЬше на м!ръ Божш (земля и пебо), на главвЬйшш

формы и явлешя, а отчасти и законы, живой и мертвой природы;

зд'Ьсь болЬе умЬстны не столько частные факты, хотя бы и важные

въ спещальво-научномъ отношеши, сколько общш явленья, картины,

сцены, жизненныя описашя, познаше взаимодЬйствш— природы на

человека и человека на природу.

Сообщаемый ученику знанш и впечатлЬшя должны, въ резуль­

тат'^ поставить ученика въ разумное и доброе отношеше ко всему

окружающему, чтобы онъ не былъ дикаремъ среди окружающей его

природы, не зналъ бы суевЬрнаго страха передъ ея грозными явле­

нный, не относился бы къ нимъ и тупо-безучастно, не вносилъ бы

въ окружающей его Mipb зла, истреблетя, не былъ бы среди природы

истребителемъ, хищникомъ.

Пусть ученикъ вынесетъ убЬждеше, что въ природЬ все совер­

шается и все устроено по неизменно вЬчвымъ и мудрымъ законамъ,

хотя бы и невЬдомымъ для него, и все находится межъ собою въ

тЬсной зависимости —-небо и земля, свЬтъ и теплота, вода, воздухъ и

земля, минералы, растешя и животныя, круговоротъ воздуха и воды,—

вечное взаимодЬйствш, вечное движеше, жизнь, обновлеше.

Пусть ребенокъ узнаетъ, сколь это для него возможно, что въ

природЬ существуетъ и доброе н злое для человека, и что человЬкъ

имЬетъ силы и средства, пользуясь добрымъ, бороться со злымъ, что

и самъ челов'Ькъ вносить въ окружающую его природу и добро и зло,

и что онъ долженъ избЬгать послЬдняго, если къ тому не обязываетъ

безусловная необходимость.

Если онъ. по своему возрасту и развитие, и мало узнаетъ, то

пусть, по крайней мЬрЬ, вынесетъ изъ школы довЬрш и уважеше къ

знанш, къ книгЬ, пусть воспитаетъ въ себЬ интересъ къ увелвченш

своихъ познанщ,