70
ятельнаго чтетя, предлагая учёникамъ для толковаго самостоятельная
чтетя и совершенно новыя статьи, задавая при этомъ, въ зависимости
отъ развиты ученика, определенный задачи, который ученикъ и дол-
женъ самостоятельно решить путемъ чтетя и самостоятельнаго раз-
мытлетя: разделить статью на части и подыскать заголовокъ къ каж
дой части; выразить содержите каждой части и всей статьи короткимъ
предложешемъ; подробно разсказать содержате всей статьи, ВсЬ эти
и другш требовашя для самостоятельнаго рЬшевк предлагаются уче
нику въ зависимости отъ его развиты и пршбрЬтенныхъ навыковъ:
отъ ученика, въ самосгоятельномъ для него д’ЬлЬ, можно требовать
лишь того, что онъ хорошо знаетъ и умЬетъ, въ чемъ нрюбрЬлъ хо-
рошш навыкъ.
На первое время
для самостоятельнаго чтетя даются
ученику т а т я статьи, кои не только не представляютъ никакихъ труд
ностей по своему содержанш, но еще и близко сходны во всемъ съ
тЬми статьями, кои разработаны были вмЬстЬ съ учителемъ. Рьакъ на
урокахъ ариеметики для самостоятельнаго рЬшенш дается задача по
типу и по плану задачъ, разработанныхъ вмЬстЬ съ учителемъ, —такъ
и на урокахъ чтетя*).
Предъявляя ученику все болЬе и болЬе сложный и трудныя тре-
боватя въ самостоятельномъ чтеши, учитель стремится къ концу
школьнаго курса довести его до самостоятельнаго воспрьятш содержа
нья всякой новой статьи изъ книги для класснаго чтенья, Мнопя изъ
статей въ курсЬ третьяго года, особенно же повЬствовательныхъ и
популярно-научныхъ, могутъ быть прочитаны учениками въ курс'Ь
школы самостоятельно, и учитель въ такомъ случаЬ лишь контроли
руете прочитанное.
Въ четвертомъ году
наибольшая часть статей
прочитывается учениками самостоятельно. —Въ тЬсной связи съ класс-
нымъ чтешемъ должно находиться и самостоятельное чтете учениками
брошюръ
изъ школьной библютеки: ученики прочитали въ классЬ и
вполпЬ усвоили, напримЬръ, разсказъ о крещены Руси, и учитель
даетъ имъ для прочтены отдЬльную брошюру того же самаго содер
жанья, требуя при этомъ, чтобы дЬти не только усвоили во всей нол-
нотЬ содержав^ всей брошюры, но и могли бы дать отчетъ въ томъ,
что нашли они въ ней новаго. Самостоятельное толковое чтете цЬ-
лыхъ брошюръ есть вЬнецъ школьнаго обучены чтешю: разъ задача
эта рЬшена, —ученикъ ножетъ и несомнЬпно будетъ потомъ и въ
*) Въ книгахъ „Вешше Всходы1 въ этпмъ расчегЬ и подобраны такъ именно статьи,
и дано ихъ, въ общемъ, гораздо бол4е того числа, какое можегъ быть разработано съ учите
лемъ, чтобы носл’Ьднш всегда им'Ьлъ подъ руками шатерхалъ для самостоятельнаго чтешя уче-
никовъ.