Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  81 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 81 / 308 Next Page
Page Background

73

реалъныхъ воспрштШ,—но исключительно въ отвлеченной области мышле-

шя. Поэтому беседы этого рода болЬе всего уместны лишь въ концЬ

второго и въ течеше третьяго года школьнаго учешя.-—Связное изло-

женш общихъ мыслей цЬлаго ряда статей, какъ результатъ беседы,—

последняя, самая трудная форма упражненш этого рода (образцомъ

подобнаго изложены могутъ служить обшде обзоры содержанш отда­

ловъ въ руководств^ къ „Ветнимъ Всходамъ1).

Формы упражненш въ устныхъ и

письменныхъ изло-

ж е н т х ъ мыслей на различныхъ ступеняхъ.

Конечная цЬль упражненш въ устныхъ и письменныхъ изложе-

шяхъ мыслей—довести, по возможности, учениковъ до уменья толково

излагать видЬппое и слышанное (какъ устно, такъ и письменно) —безъ

помощи учителя. Только эту ц'Ьль и никакую иную доляшы преслЬ-

довать и упражненш въ скорописи („чистописашей), и упражнеш:

ореографаческш, и усвоеше дЬтьми не многихъ грамматнческихъ знашй

скоропись даетъ ученику средство передавать мысли (повозможности,

безъ задержки хода мыслей въ сознанш пишущаго) на бумагЬ; право-

писанш научаетъ обозначать слова буквами, раздЬлять изложенный на

бумагЬ мысли знаками такъ, чтобы читагощш написанное воспринялъ

мысли точно такъ, какъ желалъ того пишущш; грамматическкч знанш

нЬсколько знакомятъ ученика съ построешемъ рЬчи, съ зпачешемъ и

формами словъ и предложен^, нЬсколько помогаютъ

ycBo e e iio

правилъ

правописанш. Если учитель научить дЬтей только скорописи, право-

писанш и грамматикЬ, то онъ не досгигнетъ главной цЬли ученш, онъ

даетъ ученикамъ знанш и умЬнья, которыя трудно или совсЬмъ нельзя

примЬнить къ жизни.

Упражненш не только

еъ

устномъ, но и въ нисьмееномъ изло­

жены мыслей должны быть начаты

съ перваго оюе года обучепгя,

должны

быть поставлены и проведены по строго обдуманному плану.

Простгьйишя форма

устныхъ и письменныхъ изложены—краткое

предложены: а) законченная отдЬльная мысль, б) рядъ стоящихъ въ

связи мыслей.

Вторая ступень

этихъ упражненш — обозначена логическихъ

построевШ усвоеннаго при чтенш содержанш и связное изложены

мыслей но выработанному плану.

Третья ступень

—самостоятельность (въ большей или меньшей

степени) по отношений къ формЬ изложенш къ его ностроенш (къ плану).