73
реалъныхъ воспрштШ,—но исключительно въ отвлеченной области мышле-
шя. Поэтому беседы этого рода болЬе всего уместны лишь въ концЬ
второго и въ течеше третьяго года школьнаго учешя.-—Связное изло-
женш общихъ мыслей цЬлаго ряда статей, какъ результатъ беседы,—
последняя, самая трудная форма упражненш этого рода (образцомъ
подобнаго изложены могутъ служить обшде обзоры содержанш отда
ловъ въ руководств^ къ „Ветнимъ Всходамъ1).
Формы упражненш въ устныхъ и
письменныхъ изло-
ж е н т х ъ мыслей на различныхъ ступеняхъ.
Конечная цЬль упражненш въ устныхъ и письменныхъ изложе-
шяхъ мыслей—довести, по возможности, учениковъ до уменья толково
излагать видЬппое и слышанное (какъ устно, такъ и письменно) —безъ
помощи учителя. Только эту ц'Ьль и никакую иную доляшы преслЬ-
довать и упражненш въ скорописи („чистописашей), и упражнеш:
ореографаческш, и усвоеше дЬтьми не многихъ грамматнческихъ знашй
скоропись даетъ ученику средство передавать мысли (повозможности,
безъ задержки хода мыслей въ сознанш пишущаго) на бумагЬ; право-
писанш научаетъ обозначать слова буквами, раздЬлять изложенный на
бумагЬ мысли знаками такъ, чтобы читагощш написанное воспринялъ
мысли точно такъ, какъ желалъ того пишущш; грамматическкч знанш
нЬсколько знакомятъ ученика съ построешемъ рЬчи, съ зпачешемъ и
формами словъ и предложен^, нЬсколько помогаютъ
ycBo e e iio
правилъ
правописанш. Если учитель научить дЬтей только скорописи, право-
писанш и грамматикЬ, то онъ не досгигнетъ главной цЬли ученш, онъ
даетъ ученикамъ знанш и умЬнья, которыя трудно или совсЬмъ нельзя
примЬнить къ жизни.
Упражненш не только
еъ
устномъ, но и въ нисьмееномъ изло
жены мыслей должны быть начаты
съ перваго оюе года обучепгя,
должны
быть поставлены и проведены по строго обдуманному плану.
Простгьйишя форма
устныхъ и письменныхъ изложены—краткое
предложены: а) законченная отдЬльная мысль, б) рядъ стоящихъ въ
связи мыслей.
Вторая ступень
этихъ упражненш — обозначена логическихъ
построевШ усвоеннаго при чтенш содержанш и связное изложены
мыслей но выработанному плану.
Третья ступень
—самостоятельность (въ большей или меньшей
степени) по отношений къ формЬ изложенш къ его ностроенш (къ плану).