78
Соответственно своему
содержант
, словесыыя произведения, со
ставляющая предметъ изучены въ школ'Ь, могутъ быть разделены на
два главныхъ отдела: произведена, знакомящы съ природою, и про
изведены, относящаяся къ жизни и деятельности человека. Какъ при
рода, такъ и челов^къ могутъ, съ изв'Ьстныхъ своихъ сторонъ, слу
жить предметомъ и художественныхъ, и научныхъ произведены: попу-
лярно-научныя произведены сообщаготъ болЬе или мен4е точныя знашя
о природе и человек!; и развиваютъ, преимущественно мыслительныя
способности ученика, художественный произведены воздействуютъ на
воображены и воспитываютъ, преимущественно, чувствованы.
Какъ тгЬ, такъ и другы произведены должны были бы пользовать
ся одинаковымъ внимашемъ со стороны наставника-воспитателя; но на
д'Ьл’Ь это далеко не такъ: художественный произведены, особенно же
те изъ нихъ, который рисуютъ человека, занимаютъ въ школьномъ
учены последнее место: содержаше ихъ случайное, но большей части —
безъидейное, распределены статей въ книге для класснаго чтены —
безсистемное, безпорядочное. Между тгЬмъ эти то произведены, попре-
имуществу, и знакомятъ человека съ челов^комъ, -
что опъ есть и
чгьмъ онъ долженъ быть, —
и, питая и облагораживая чувство, полагаютъ
основы для образованы симпатш и антипаты, влеченш, и Т'Ьмъ самымъ
влыютъ и на воспитан1е характера, воли.
Какъ художественный, такъ и популярно-ваучвыя произведены
должны пользоваться одинаковымъ внимашемъ со стороны школьнаго
наставника, — и тотъ и другой родъ произведены, каждый съ своей
стороны, должны вводить ученика въ познаны природы и человека;
среди природы и людей живетъ и дМствуетъ челов’Ькъ, — и тамъ, и
здесь онъ одинаково долженъ проявлять себя и разумчымъ, и добрымъ.
Основныя званы и впеч,тлгЬвы изъ этихъ двухъ областей; доступный,
применимый къ жизни, и должны быть усвоены ученикомъ.
Чтеше статей объ окружающей природе познакомитъ ученика съ
жизнью и явлеными природы,— съ жизнью человека среди природы.
Чтены статей о человеке познакомитъ, сколь это возможно, съ
жизнью личною, семейною, общественною, государственною, положитъ
основы къ разум'Ьнш своего и чужого права, обязанностей долга.
Знашя и впечатлены того и другого рода необходимо должны
быть сообщаемы ученикамъ въ определенной последовательности и
системе, — только при этомъ условы они и могутъ быть безъ особаго
труда восприняты, прочно усвоены и произведутъ на ученика воспи
тывающее воздействы, и послужатъ для него прочною основою, нер-
вымъ фундаментомъ для дальнМшаго развиты.