Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  86 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 86 / 308 Next Page
Page Background

78

Соответственно своему

содержант

, словесыыя произведения, со­

ставляющая предметъ изучены въ школ'Ь, могутъ быть разделены на

два главныхъ отдела: произведена, знакомящы съ природою, и про­

изведены, относящаяся къ жизни и деятельности человека. Какъ при­

рода, такъ и челов^къ могутъ, съ изв'Ьстныхъ своихъ сторонъ, слу­

жить предметомъ и художественныхъ, и научныхъ произведены: попу-

лярно-научныя произведены сообщаготъ болЬе или мен4е точныя знашя

о природе и человек!; и развиваютъ, преимущественно мыслительныя

способности ученика, художественный произведены воздействуютъ на

воображены и воспитываютъ, преимущественно, чувствованы.

Какъ тгЬ, такъ и другы произведены должны были бы пользовать­

ся одинаковымъ внимашемъ со стороны наставника-воспитателя; но на

д'Ьл’Ь это далеко не такъ: художественный произведены, особенно же

те изъ нихъ, который рисуютъ человека, занимаютъ въ школьномъ

учены последнее место: содержаше ихъ случайное, но большей части —

безъидейное, распределены статей въ книге для класснаго чтены —

безсистемное, безпорядочное. Между тгЬмъ эти то произведены, попре-

имуществу, и знакомятъ человека съ челов^комъ, -

что опъ есть и

чгьмъ онъ долженъ быть, —

и, питая и облагораживая чувство, полагаютъ

основы для образованы симпатш и антипаты, влеченш, и Т'Ьмъ самымъ

влыютъ и на воспитан1е характера, воли.

Какъ художественный, такъ и популярно-ваучвыя произведены

должны пользоваться одинаковымъ внимашемъ со стороны школьнаго

наставника, — и тотъ и другой родъ произведены, каждый съ своей

стороны, должны вводить ученика въ познаны природы и человека;

среди природы и людей живетъ и дМствуетъ челов’Ькъ, — и тамъ, и

здесь онъ одинаково долженъ проявлять себя и разумчымъ, и добрымъ.

Основныя званы и впеч,тлгЬвы изъ этихъ двухъ областей; доступный,

применимый къ жизни, и должны быть усвоены ученикомъ.

Чтеше статей объ окружающей природе познакомитъ ученика съ

жизнью и явлеными природы,— съ жизнью человека среди природы.

Чтены статей о человеке познакомитъ, сколь это возможно, съ

жизнью личною, семейною, общественною, государственною, положитъ

основы къ разум'Ьнш своего и чужого права, обязанностей долга.

Знашя и впечатлены того и другого рода необходимо должны

быть сообщаемы ученикамъ въ определенной последовательности и

системе, — только при этомъ условы они и могутъ быть безъ особаго

труда восприняты, прочно усвоены и произведутъ на ученика воспи­

тывающее воздействы, и послужатъ для него прочною основою, нер-

вымъ фундаментомъ для дальнМшаго развиты.