Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  77 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 77 / 308 Next Page
Page Background

69

На третьей ступени

ученики прямо подыскиваютъ заголовок^

къ прочитанной части, или же опредЬляютъ ея содержаше краткимъ

предложешемъ и такимъ образомъ составляютъ планъ

г)

Р

азница

въ

записыванхи

плана

.

На первое время планъ записывается на классной доскЬ

-полно-

стгю

каждое слово вопроса или заголовка, далЬе— пишутся слова въ

сокращенш и, наконецъ,— слова вовсе не пишутся, часто обозначаются

лишь цифрами, а вместо словъ проводятся на доск'Ь однгЬ лиши (нЬ-

мой планъ), который и служатъ ученикамъ напоминашемъ заглавия.

Планъ не только записывается на классной доскЬ, но и заносится

въ тетради учениковъ: въ первое время ученики списываютъ съ доски

занесенный на нее планъ, а потомъ по краткимъ записямъ или по

нЬмому плану возстановляютъ въ своихъ тетрадяхъ планъ полиостпо.—

Даже и простое переписываше плана статьи съ классной доски въ

тетради имЬетъ важное значеше для успЬховъ ученика въ осмыслен-

номъ чтенш: занося въ свою тетрадь планъ, ученикъ припоминаетъ

обобщенное содержаше, лучше запоминаетъ и закрЬпляетъ формулы

обобщены, усваиваетъ связь частей и проч. По занесенному въ тет­

радь плану легче обдумываются и общдя формулы для выражены со-

держашя статьи по плану. - ВмЬстЬ съ планомъ полезно записывать

въ тетради и краткое выражены 1л авнаго содержашя всей статьи.

Самостоятельное чтете учениковъ

на разныхъ етуненяхъ при-

нимаетъ различныя формы.

На первой ступени

ученикъ неречитываетъ про себя разобран­

ную съ учителемъ статью— столько разъ, сколько нужно для выработки

бЬглости въ чтенш данной статьи. Чтобы чтеше это пе было исклю­

чительно

механическимъ

упражнешемъ, учитель помогаетъ ученику

приготовлять урокъ чтешя осмысленно: самостоятельному чтенпо должно

предшествовать записываше въ тетради занесенеаго на доску плана

статьи,— хорошо запомнивъ планъ, ученикъ будетъ припоминать, дер­

жать его въ головЬ и при повторительномъ чтенш; задавая ученику по.

вторить нисколько разъ прочитанное, учитель предъявляетъ, смотря

потому, что выработано при его участш, и другхя задачи, — знать, гдЬ

кончается одна часть и начинается другая, ум'Ьть кратко ответить на

вопросы плана (или— кратко разсказать по заголовкамъ), ум'Ьть отвЬ-

тить — о чемъ и что говорится во всей статьЬ (главное содержаше),

умЬть подробно разсказать статью.

На второй ступени

учитель дЬлаетъ опыты' и вполвЬ самосто-