69
На третьей ступени
ученики прямо подыскиваютъ заголовок^
къ прочитанной части, или же опредЬляютъ ея содержаше краткимъ
предложешемъ и такимъ образомъ составляютъ планъ
г)
Р
азница
въ
записыванхи
плана
.
На первое время планъ записывается на классной доскЬ
-полно-
стгю
каждое слово вопроса или заголовка, далЬе— пишутся слова въ
сокращенш и, наконецъ,— слова вовсе не пишутся, часто обозначаются
лишь цифрами, а вместо словъ проводятся на доск'Ь однгЬ лиши (нЬ-
мой планъ), который и служатъ ученикамъ напоминашемъ заглавия.
Планъ не только записывается на классной доскЬ, но и заносится
въ тетради учениковъ: въ первое время ученики списываютъ съ доски
занесенный на нее планъ, а потомъ по краткимъ записямъ или по
нЬмому плану возстановляютъ въ своихъ тетрадяхъ планъ полиостпо.—
Даже и простое переписываше плана статьи съ классной доски въ
тетради имЬетъ важное значеше для успЬховъ ученика въ осмыслен-
номъ чтенш: занося въ свою тетрадь планъ, ученикъ припоминаетъ
обобщенное содержаше, лучше запоминаетъ и закрЬпляетъ формулы
обобщены, усваиваетъ связь частей и проч. По занесенному въ тет
радь плану легче обдумываются и общдя формулы для выражены со-
держашя статьи по плану. - ВмЬстЬ съ планомъ полезно записывать
въ тетради и краткое выражены 1л авнаго содержашя всей статьи.
Самостоятельное чтете учениковъ
на разныхъ етуненяхъ при-
нимаетъ различныя формы.
На первой ступени
ученикъ неречитываетъ про себя разобран
ную съ учителемъ статью— столько разъ, сколько нужно для выработки
бЬглости въ чтенш данной статьи. Чтобы чтеше это пе было исклю
чительно
механическимъ
упражнешемъ, учитель помогаетъ ученику
приготовлять урокъ чтешя осмысленно: самостоятельному чтенпо должно
предшествовать записываше въ тетради занесенеаго на доску плана
статьи,— хорошо запомнивъ планъ, ученикъ будетъ припоминать, дер
жать его въ головЬ и при повторительномъ чтенш; задавая ученику по.
вторить нисколько разъ прочитанное, учитель предъявляетъ, смотря
потому, что выработано при его участш, и другхя задачи, — знать, гдЬ
кончается одна часть и начинается другая, ум'Ьть кратко ответить на
вопросы плана (или— кратко разсказать по заголовкамъ), ум'Ьть отвЬ-
тить — о чемъ и что говорится во всей статьЬ (главное содержаше),
умЬть подробно разсказать статью.
На второй ступени
учитель дЬлаетъ опыты' и вполвЬ самосто-