Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  88 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 88 / 308 Next Page
Page Background

Пусть ребенокъ познакомится, что живыя созданы —не безчув-

ственныя твари, они знаютъ и неустанный трудъ, радости и горести>

чувствуютъ страдашя, и человЬкъ не можетъ ко всему этому отно­

ситься безучастно, а т'Ьмъ более увеличивать безъ нужды число горе­

стей и страданш, —онъ должепъ ко всему живущему относиться участ­

ливо и любовно.

Пусть, наконецъ, человЬкъ познаетъ и красоту природы и воспи-

таетъ въ себЬ способность наслаждаться этою красотой, а эта возмож­

ность васлаждевы—одинъ изъ источниковъ такихъ радостей, успокаива-

ющихъ и возвышающихъ душу.

Учитель при всемъ этомъ не должен! забывать, что душа ре­

бенка—не листъ чистой бумаги, на которомъ можно написать все, что

захочется: учепикъ съ первых! же дней своего сознательнаго суще-

ствовашя незаметно для него самого получаетъ многое множество, быть

можетъ, безсознательныхъ, но т'ймъ не менее живыхъ (какъ кажущееся

мертвеннымъ зерно съ живымъ зародыптемъ) впечатлены изъ окружа­

ющей его природы, и нужно пользоваться этимъ наличнымъ богат-

ствомъ, приводить въ сознаше безсознательно воспринятое, освещать

его, развивать, присоединяя къ прежнему новое и новое: тогда учете

станетъ какъ бы естественнымъ развитым! и плодъ старицею принесетъ.

Чтеше о природе поставить ученика въ разумное и доброе отно-

meHie къ окружающему его м!ру, а географическое чтете выведетъ

его изъ этого гйснаго круга и познакомить съ разнообразною жизшю

природы въ различныхъ местностях! нашего обширнаго отчества и

покажетъ при этомъ, где и при канихъ условыхь и какъ живетъ и

действуетъ человекъ —въ зависимости отъ природы, отъ другихъ лю­

дей и отъ себя самого, отъ знанш, отъ образованы.

Получигъ учепикъ путемъ чтешя и общее сознаше о разнопле­

менности Русской земли, узнаетъ, быть можетъ, что каждый народъ

имеетъ и свой языкъ, свои верованы, свои обычаи, но все они намъ

свои люди

, такъ какъ живутъ заодно съ нами одною жизнпо, равно

съ нами несутъ тяготы и получаю,гъ блага государственной жизни и

ироч., —узнаетъ все это ученикъ,—-и воспитает! въ себе чувство дол­

га дружески ко всемъ относиться, признавать за каждымъ то же пра­

во, какимъ и самъ пользуется,

Необходимо должно ввести географическое чтеше (совместно съ

историческимъ) и въ область понятий жизпи совместно-общественной

и государственной, чтобх ученикъ могъ сделаться потомъ разумеымъ

гражданином! своей родины, сознательно исполнять свой гражданств

долгъ и пользоваться своимъ общечеловеческим! и гражданским! рравомъ*