Пусть ребенокъ познакомится, что живыя созданы —не безчув-
ственныя твари, они знаютъ и неустанный трудъ, радости и горести>
чувствуютъ страдашя, и человЬкъ не можетъ ко всему этому отно
ситься безучастно, а т'Ьмъ более увеличивать безъ нужды число горе
стей и страданш, —онъ должепъ ко всему живущему относиться участ
ливо и любовно.
Пусть, наконецъ, человЬкъ познаетъ и красоту природы и воспи-
таетъ въ себЬ способность наслаждаться этою красотой, а эта возмож
ность васлаждевы—одинъ изъ источниковъ такихъ радостей, успокаива-
ющихъ и возвышающихъ душу.
Учитель при всемъ этомъ не должен! забывать, что душа ре
бенка—не листъ чистой бумаги, на которомъ можно написать все, что
захочется: учепикъ съ первых! же дней своего сознательнаго суще-
ствовашя незаметно для него самого получаетъ многое множество, быть
можетъ, безсознательныхъ, но т'ймъ не менее живыхъ (какъ кажущееся
мертвеннымъ зерно съ живымъ зародыптемъ) впечатлены изъ окружа
ющей его природы, и нужно пользоваться этимъ наличнымъ богат-
ствомъ, приводить въ сознаше безсознательно воспринятое, освещать
его, развивать, присоединяя къ прежнему новое и новое: тогда учете
станетъ какъ бы естественнымъ развитым! и плодъ старицею принесетъ.
Чтеше о природе поставить ученика въ разумное и доброе отно-
meHie къ окружающему его м!ру, а географическое чтете выведетъ
его изъ этого гйснаго круга и познакомить съ разнообразною жизшю
природы въ различныхъ местностях! нашего обширнаго отчества и
покажетъ при этомъ, где и при канихъ условыхь и какъ живетъ и
действуетъ человекъ —въ зависимости отъ природы, отъ другихъ лю
дей и отъ себя самого, отъ знанш, отъ образованы.
Получигъ учепикъ путемъ чтешя и общее сознаше о разнопле
менности Русской земли, узнаетъ, быть можетъ, что каждый народъ
имеетъ и свой языкъ, свои верованы, свои обычаи, но все они намъ
свои люди
, такъ какъ живутъ заодно съ нами одною жизнпо, равно
съ нами несутъ тяготы и получаю,гъ блага государственной жизни и
ироч., —узнаетъ все это ученикъ,—-и воспитает! въ себе чувство дол
га дружески ко всемъ относиться, признавать за каждымъ то же пра
во, какимъ и самъ пользуется,
Необходимо должно ввести географическое чтеше (совместно съ
историческимъ) и въ область понятий жизпи совместно-общественной
и государственной, чтобх ученикъ могъ сделаться потомъ разумеымъ
гражданином! своей родины, сознательно исполнять свой гражданств
долгъ и пользоваться своимъ общечеловеческим! и гражданским! рравомъ*