77
4. Нересказъ содержашя разработанной съ учителемъ статьи —
въ новой форме (отъ имени одного изъ д'Ьйствующихъ лицъ), но но
вому плану (матертлъ см. въ Руководстве къ Вешнимъ Всходамъ).
5. Извлечете изъ прочитанной статьи.
6. Составлена одного описаны изъ шбеколькихъ однородныхъ
статей.
7. Описаны по выработанному плану знакомыхъ предметовъ.
8. Разсказъ (отъ себя) о вид'Ьнномъ и слышанномъ.
У
пражненья
въ
устномъ
и
письменномъ
изложены
.
1. Подробный планъ, краткое и полное изложены содержашя
статьи, разработанной съ учителемъ, а также и новой.
2. Описаны знакомаго предмета—по плану въ заголовкахъ.
3. Случай изъ своей жизни (разсказъ отъ себя и о себе).
4. Составлена письма или деловой бумаги на разработанную съ
учителемъ тему и по данному образцу (см. матертлъ въ книге —
„Общепонятное законов-Ьд1зше“ Н. П. Дружинина, а также— „Записки
о курсахъ въ Твери"—Д. И. Тихомирова*).
Главный формы и общее содержаше статей для класс-
наго чтешя.
Две основная силы души служатъ человеку орудымъ для
Bocnpi-
ятш изъ вн^шняго
Mipa:
способность познавательная, мыслительная, и
способность воображены и чувства. Соответственно этому —и две глав-
нейшихъ формы обще-литературныхъ произведешь литература науч
ная и литература художественная. Воспрыты научныхъ знанш воздей-
ствуетъ на развитее разсудочныхъ способностей; воспрыты художествен-
ныхъ пpoизвeдeнiй развиваетъ воображены, воспитываетъ чувство.
И те и друпя способности, известнымъ образомъ обогащенный и
направленныя, влыютъ на образована характера, на направлены воли.
Потому-то развиты этихъ способностей важно и необходимо и состав-
ляетъ основную задачу восгштывающаго учены, какъ средство для вое-
питывающихъ воздействш на ученика въ школе, какъ оруд!е для даль
нейшая саморазвиты. Развиты это должно быть, по возможности,
равномерное, иначе оно станетъ, во вредъ воспитаннику, односторон-
нимъ и уродливынъ.
*) Объ исправленш письменныхъ работъ см. въ Руководств!) Д. И. Тихомирова—„Чему
и какъ учить на урокахъ родного языка1.