68
ученика къ самодеятельности при чтеши, къ наибольшей быстроте
усвоены частпаго и общаго содержанья статьи. Въ общемъ, процессъ
воспрыты мыслей здгЬсь тотъ же, какъ и везде—отъ частнаго къ
общему; но ученикъ переживаетъ этотъ процессъ про себя, самостоя
тельно, и учитель требуетъ отъ него отчета въ передуманномъ и пере-
чувствованномъ, исправляетъ неправильное, восполняетъ пропущенное,
углубляетъ въ содержа Hie статьи. —Порядокъ разработки следующы.
Читается (чаще всего учителемъ) вся статья. Определяется общее содер
жаще статьи (о чемъ и что прочитано?), —устанавливается главная
мысль. Исходя изъ общаго содержаны статьи, определяются ея главный
части,--составляется планъ статьи. Исходя изъ общаго определены
содержаны каждой части, разрабатывается, более или менее подробно,
содержаше частей, нисходя до выяснены частныхъ мыслей. —Въ заклю
чены повторяется главная мысль и планъ всей статьи,
краткое
связ
ное изложены, а затемъ —и
полный
пересказъ содержаны всей статьи.
Если ученикъ, подъ руководстзомъ учителя, выработаетъ въ себе
уменье, по прочтены
целой
статьи, правильно определять ея главное
содержаны, ея планъ, содержаше (въ общемъ и въ частностяхъ) каждой
части, —это и будетъ служить показателемъ, что онъ научился само-
Этоятекьно воспринимать содержаше читаемаго.
в) Р
азница
въ
выработка
заглавий
и въ
составлены
плана
.
На первой ступени
для обобщены содержаны прочитанныхъ но
точкамъ и связанныхъ межъ собою мыслей служитъ
общгй заключи
тельный вопросъ,
предлагаемый учителемъ въ конце разбора —для объ
единены всехъ частпыхъ мыслей. Вопросъ этотъ записывается на класс
ной доске, вырабатывается общш (коротшй) ответъ, выражающШ
главное содержите прочитаннаго. Замечая и усваивая эти общы (за
ключительные) вопросы, навыкнувъ давать на нихъ общы же краткы
ответы, ученикъ, мало-по-малу, привыкаетъ и самъ потомъ ставить въ
заключены разбора общш вопросъ, прочится заткиъ выражать обоб
щены и въ иной, кроме вопроса, форме.
На второй ступени
общш вопросъ къ разработанной части
заме
няется краткимъ
заглавгемъ
(образчикомъ формы заглавы, или заго
ловка частей можетъ служить заглавы, или заголовокъ статьи):
„Какъ
помогла голубка муравью
“?—
„Помощь голубки муравью’1.-—
Вместо за
головка части можетъ служить и выражены содержаны короткимъ
предложенымъ:
„Голубка помогла муравью
% или: „
Голубка бросила
муравью вгьтку и тгъмъ спасла его
“.