Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  76 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 76 / 308 Next Page
Page Background

68

ученика къ самодеятельности при чтеши, къ наибольшей быстроте

усвоены частпаго и общаго содержанья статьи. Въ общемъ, процессъ

воспрыты мыслей здгЬсь тотъ же, какъ и везде—отъ частнаго къ

общему; но ученикъ переживаетъ этотъ процессъ про себя, самостоя­

тельно, и учитель требуетъ отъ него отчета въ передуманномъ и пере-

чувствованномъ, исправляетъ неправильное, восполняетъ пропущенное,

углубляетъ въ содержа Hie статьи. —Порядокъ разработки следующы.

Читается (чаще всего учителемъ) вся статья. Определяется общее содер­

жаще статьи (о чемъ и что прочитано?), —устанавливается главная

мысль. Исходя изъ общаго содержаны статьи, определяются ея главный

части,--составляется планъ статьи. Исходя изъ общаго определены

содержаны каждой части, разрабатывается, более или менее подробно,

содержаше частей, нисходя до выяснены частныхъ мыслей. —Въ заклю­

чены повторяется главная мысль и планъ всей статьи,

краткое

связ­

ное изложены, а затемъ —и

полный

пересказъ содержаны всей статьи.

Если ученикъ, подъ руководстзомъ учителя, выработаетъ въ себе

уменье, по прочтены

целой

статьи, правильно определять ея главное

содержаны, ея планъ, содержаше (въ общемъ и въ частностяхъ) каждой

части, —это и будетъ служить показателемъ, что онъ научился само-

Этоятекьно воспринимать содержаше читаемаго.

в) Р

азница

въ

выработка

заглавий

и въ

составлены

плана

.

На первой ступени

для обобщены содержаны прочитанныхъ но

точкамъ и связанныхъ межъ собою мыслей служитъ

общгй заключи­

тельный вопросъ,

предлагаемый учителемъ въ конце разбора —для объ­

единены всехъ частпыхъ мыслей. Вопросъ этотъ записывается на класс­

ной доске, вырабатывается общш (коротшй) ответъ, выражающШ

главное содержите прочитаннаго. Замечая и усваивая эти общы (за­

ключительные) вопросы, навыкнувъ давать на нихъ общы же краткы

ответы, ученикъ, мало-по-малу, привыкаетъ и самъ потомъ ставить въ

заключены разбора общш вопросъ, прочится заткиъ выражать обоб­

щены и въ иной, кроме вопроса, форме.

На второй ступени

общш вопросъ къ разработанной части

заме­

няется краткимъ

заглавгемъ

(образчикомъ формы заглавы, или заго­

ловка частей можетъ служить заглавы, или заголовокъ статьи):

„Какъ

помогла голубка муравью

“?—

„Помощь голубки муравью’1.-—

Вместо за­

головка части можетъ служить и выражены содержаны короткимъ

предложенымъ:

„Голубка помогла муравью

% или: „

Голубка бросила

муравью вгьтку и тгъмъ спасла его

“.