67
На третьей ступени
читается сразу главная часть статьи или
даже и вся статья.
Соответственно развитие детей и уевоенно ими вавыковъ чтены
видоизменяется съ течетемъ времени п самый размерь статьи, увели
чиваясь постепенно отъ трехъ-шести строкъ до двухъ-трехъ страницъ.
в)
Р
азница
въ
способахъ
разработки
статьи
:
На первой ступени
, выясняя каждую отдельную мысль, учитель
последовательными и связными вопросами приводить въ надлежащую
связь поняты, требуетъ выводовъ и заключены на основаны установ-
ленныхъ имъ дапныхъ, наводить детей на обобщены мысли, на общее
ея выражены. Рядъ прочитанныхь такимъ образомъ мыслей связывается
взаимно и обобщается въ отделъ, прыскивается заголовокъ, который и
записывается на доске. Все отделы статьи связываются потомъ между
собою и выводится общее содержите статьи.
На второй ступени
прочитывается сразу целая часть статьи
(второстепенная, главная), и отъ учениковъ требуется, чтобы они сразу
же определили общее содержаны части, дали заглавы прочитанному
(на первое время —при помощи учителя). Исходя изъ установленнаго
определены общаго содержатя, учитель требуетъ отъ учениковъ подроб
на™ разъяснены частныхъ мыслей и вообще всего содержаны прочи-
таннаго. Разработка прочитавпаго
отрывка
производится такимъ обра
зомъ—отъ общаго къ частному. Выработанный заглавы частей запи
сываются на классной доске; здесь же можетъ быть установлено и
краткое выражены прочитапнаго однпмъ короткимъ предложенымъ.
Во мере разработки новыхъ частей статьи, выясняется ихъ взаимная
связь; по прочтены всей статьи ученики повторяютъ планъ статьи,
взаимную связь между частями и доходятъ до определены главной
мысли (или вообще —главного содержаны) всей статьи. После этого
устанавливается
краткое
выражеше содержаны каждой части статьи,—
краткое изложены въ связи, а на этой основе излагается и полный
пересказъ статьи.
На третьей ступени
, кроме упражнетй въ разборе
частей
статьи отъ общаго къ частному, ученики упражняются и въ разборе
цплой статьи
отъ общаго къ частному. Эта форма разбора статьи
есть, собственно, поверка того, насколько правильно и полно воснри-
нялъ ученикъ, безъ помощи учителя, содержите статьи, дошелъ ли онъ
самостоятельно до усвоены и обобщены общихъ мыслей частей и всей
статьи. Эта форма упражнетй вместе съ темъ еще более пр1учаетъ