65
проза п поэзы, пов^ствоваше, описаны и разсуждеше, популярно
научное и художественное - все, въ м4ру силъ ученика, пользуется
одиеаковымъ внимашемъ, какъ предметъ класснаго учены. Въ про-
тивномъ случай мы
дели
бы нашимъ ученикакъ одностороннее и узкое
развиты, мы лишили бы его того или другого жизненнаго содержант,
поставили бы преграды дальнейшему его духовному развитш въ томъ
или въ другомъ направлены.
Развивая душевныя способности ученика, сообщая ему основныя
знаны и впечатлены, мы въ то же время учимъ его и толковому
чтенш, т. е. полному и стройному воспргятпо мыслей и впечатлены-
руководя воспрытыми ученика, мы соразм'Ьряемъ нашу помощь съ
силами ученика и, возбуждая всегда и во всемъ его самодеятельность,
приводимъ въ конце курса къ самостоятельному ч те н т , къ умгЬнью
воспринимать содержаны безъ посторонней помощи.
Естественный и единственный путь воспрыты черезъ чтете — отъ
частнаго къ общему: отъ словъ въ ихъ связи къ мысли; отъ мыслей
въ связи къ ихъ обобщенно и усвоенш главной мысли, общаго содер
жаны ц'Ьлаго произведены. Быстро, не въ ущербъ полноте и правиль-
ности воспрыты, проходить по этому пути, переживать этотъ мысли
тельный процессъ и учитъ учитель ученика. Въ первое время учитель
во всемъ помогаетъ ученику, дальше— только въ более трудномъ, въ
самомъ трудномъ, подъ ковецъ — упражняетъ въ самостоятельномъ вос
прыты, контролируя самодеятельность ученика, исправляя неправильно
воспринятое, пополняя пропущенное. Такимъ образомъ, въ конце курса
находить себе место разработка статьи и отъ общаго къ частному:
определить главную мысль (самостоятельно прочитанной и продуманной
новой статьи), наметить части статьи, выразить ихъ главное подержа
ны, передать частпыя мысли.
Прочая ученика къ обобщенно прочитаннаго, учитель помогаетъ
ученику находить и словесныя формы для выражены обобщеннаго.
Ученики, подъ руководство,мъ учителя, подыскиваютъ заголовки къ
обобщеннымъ частямъ статьи, передаютъ содержаны конспективно
(кратк!й разсказъ), находятъ формулу для выражены главнаго подер
жаны. Ученики сопоставляютъ далее обш,ее содержаны ряда прочитан-
ныхъ статей, находятъ связь между нхъ общими мыслями, определяютъ
общее содержаны этихъ общихъ мыслей, передаютъ ихъ въ связномъ
изложены. Все эти упражнены, развивая мыслительныя способности
детей, учатъ ихъ и языку — въ его отвлеченныхъ формахъ.
Рядомъ съ чтешемъ, въ тесной связи съ вимъ, ведутся и упраж-