-
66
нены въ изложены. Ученики перечисляютъ и записываютъ наименова
ны предметов^ но родамъ и видамъ, группируютъ, разд'Ьляютъ, опре-
д'Ьляютъ поняты, сосгавляютъ устно и письменно сужденш, повторяютъ
и записываютъ составленный при участы учителя планъ статьи—въ
вопросахъ, въ заголовкахъ, въ краткихъ выраженыхъ, излагаютъ со
держант (кратко и подробно) по вопросамъ и безъ вопросовъ, по
плану и проч. Приготовляя учениковъ къ самостоятельности и въ этомъ
направлены, учитель упражняетъ учениковъ делать извлечены изъ
прочитанныхъ статей, передавать содержант статьи въ новой форме,
по новому плану, изъ ряда статей составить одно целое и проч. Въ
конце занятий учитель д'Ьлаетъ съ учениками опыты изложены своихъ
мыслей, передачи своихъ желанш, разсказовъ о виденномъ и слышапномъ.
Учитель, такимъ образомъ, упражняетъ учениковъ въ воспрыты
и передаче воспринятаго; постепенно ослабляя свою помощь, онъ воз
водить ихъ до самодеятельности и самостоятельности въ воспрыты и
передаче знанш и впечатлены; всеми этими упражнеными учитель
достигаетъ въ то же время и другихъ целей —развиты духовныхъ спо
собностей, обогащены мысли и чувства новымъ содержашемъ, развиты
въ ученикахъ дара слова.
Программа
npieiviOBb
чтензя на разныхъ ступеняхъ
школьнаго курса.
Соответственно оеновнымъ задачамъ чтены и постепенному раз
витие учениковъ, пртмы класснаго обучены на различныхъ ступеняхъ
учены должны быть различны —и по количеству читаемаго заразъ ма-
терыла, и въ способе разработки статей, и въ выработке заглавш
частей (въ составлены плана), и въ записывает плана статей, и въ
самостоятельпыхъ работахъ детей.
а
) Р
азница
въ
количества
читаемаго
заразъ
материала
:
На первой ступени
ученикъ последовательно чптаетъ объясняемую
статью—отъ одной точки до другой, в учитель разрабатываетъ затемъ
каждую точку, постепенно связывая, по мере движены впередъ, каждую
новую мысль съ предыдущей, обобщаетъ рядъ однородныхъ мыслей и т. д.
На второй ступени
читается сразу целая законченная часть
статьи (второстепенная, а после —сразу вся главная), которая и раз
рабатывается по прочтены.