Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  72 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 72 / 308 Next Page
Page Background

64

п въ посильномъ развиты мыслительныхъ способностей, путемъ посте-

пенныхъ и посл'Ьдовательныхъ упражнешй въ отвлечены.

Для первой ступени упражнений въ указанномъ выше направлены

вполне подходящимъ матертломъ могутъ служить целесообразно подо-

бранныя группы наименованы предметовъ (изъ окружающей природы

и жизни людей) —по родамъ и видамъ: (см. Родное Слово ч. I, а

также —Вешше Всходы ч. I): исходя изъ реальныхъ представлений и

низшихъ поняты, ученикъ, руководимый учителемъ, восходитъ черезъ

отвлечете до поняты более и более великихъ,— упражняется въ срав­

нении, въ обобщены, въ разделены, въ определены и проч.; нераз­

рывно съ этимъ онъ усваиваетъ и словесныя формы, упражняется въ

обозначении какъ отделъныхъ поняпй, такъ и суждены. Работа надъ

уевоешемъ все более и более выснпихъ поняты и суждены и проч.

не только не превращается, но постепенно расширяется съ течешемъ

времени и продолжается во все время учены.

Одновременно съ этимъ ученикъ упражняется въ воспрытш, въ

усвоены и въ передаче мыслей въ связи, путемъ чтены и передаче

доступныхъ описаны и разсказовъ. Здесь онъ навыкаетъ понимать

какъ отдельный мысли, такъ равно и связь между ними, обобщать

мысли и доходить до уразумевш ихъ общаго содержаны.

Образцомъ словесныхъ произведенш, доступныхъ для разумены

ученика на первой ступени ученш, можетъ служить безыскусственный

языкъ народной песни, народной сказки; достойную для подражаны

простоту изложены мы находимъ въ библейскихъ разсказахъ; замеча­

тельной простотой языка отличаются и все разсказы Л. Н. Толстого въ

его первой и отчасти второй книгахъ для класснаго чтены. Речь простая,

безъ всякихъ стилпстическихъ упражнешй, безъ книжпыхъ формъ;

предложены короткы (не слитыя, не сложный); содержите реальное

(нетъ отвлеченныхъ поняты, суждегпй), связь между мыслями очевид­

ная. Последней ступенью для упражнешй въ классномъ чтены (со

стороны языка) должны служить общедоступный статьи популярво-

научнаго и общелитературная характера. Школа, по мере силъ, должна

стремиться поставить ученика въ возможность пользоваться не просто­

народною только, но и общею литературой.

Ставя себе общею задачею воздействовать на развиты въ ученике

не однехъ только мыслптельныхъ способностей, но и чуствованы, за­

ботясь о равномерному по возможности, развиты всехъ духовныхъ

силъ, учитель не можетъ отдавать предпочтены какому-либо одному

роду словесныхъ произведен^ (какъ по форме, такъ и по содержание):