64
п въ посильномъ развиты мыслительныхъ способностей, путемъ посте-
пенныхъ и посл'Ьдовательныхъ упражнешй въ отвлечены.
Для первой ступени упражнений въ указанномъ выше направлены
вполне подходящимъ матертломъ могутъ служить целесообразно подо-
бранныя группы наименованы предметовъ (изъ окружающей природы
и жизни людей) —по родамъ и видамъ: (см. Родное Слово ч. I, а
также —Вешше Всходы ч. I): исходя изъ реальныхъ представлений и
низшихъ поняты, ученикъ, руководимый учителемъ, восходитъ черезъ
отвлечете до поняты более и более великихъ,— упражняется въ срав
нении, въ обобщены, въ разделены, въ определены и проч.; нераз
рывно съ этимъ онъ усваиваетъ и словесныя формы, упражняется въ
обозначении какъ отделъныхъ поняпй, такъ и суждены. Работа надъ
уевоешемъ все более и более выснпихъ поняты и суждены и проч.
не только не превращается, но постепенно расширяется съ течешемъ
времени и продолжается во все время учены.
Одновременно съ этимъ ученикъ упражняется въ воспрытш, въ
усвоены и въ передаче мыслей въ связи, путемъ чтены и передаче
доступныхъ описаны и разсказовъ. Здесь онъ навыкаетъ понимать
какъ отдельный мысли, такъ равно и связь между ними, обобщать
мысли и доходить до уразумевш ихъ общаго содержаны.
Образцомъ словесныхъ произведенш, доступныхъ для разумены
ученика на первой ступени ученш, можетъ служить безыскусственный
языкъ народной песни, народной сказки; достойную для подражаны
простоту изложены мы находимъ въ библейскихъ разсказахъ; замеча
тельной простотой языка отличаются и все разсказы Л. Н. Толстого въ
его первой и отчасти второй книгахъ для класснаго чтены. Речь простая,
безъ всякихъ стилпстическихъ упражнешй, безъ книжпыхъ формъ;
предложены короткы (не слитыя, не сложный); содержите реальное
(нетъ отвлеченныхъ поняты, суждегпй), связь между мыслями очевид
ная. Последней ступенью для упражнешй въ классномъ чтены (со
стороны языка) должны служить общедоступный статьи популярво-
научнаго и общелитературная характера. Школа, по мере силъ, должна
стремиться поставить ученика въ возможность пользоваться не просто
народною только, но и общею литературой.
Ставя себе общею задачею воздействовать на развиты въ ученике
не однехъ только мыслптельныхъ способностей, но и чуствованы, за
ботясь о равномерному по возможности, развиты всехъ духовныхъ
силъ, учитель не можетъ отдавать предпочтены какому-либо одному
роду словесныхъ произведен^ (какъ по форме, такъ и по содержание):