Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  71 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 71 / 308 Next Page
Page Background

63

изъ жизни природы и людей, путемъ упражнешй въ изложенш (усг-

ноыъ и письмепномъ) еще более закр'Ьпляютъ за собой прюбретепное.

Языкъ (съ формальной своей стороны) есть средство для выраже-

шя того, что есть и что ироисходитъ въ душ'Ь человека, и ч'Ьмъ бо­

гаче духовное содер;каше человека, ч'Ьмъ более развито его мытлеше,

т'Ьмъ должны быть и более богаты и словесныя формы. Такимъ обра-

зомъ, разгитга языка (съ формальной стороны) находится въ тесной

связи съ усвоешемъ образовъ и представлевш, понятш, мыслей и впе-

чатл'ЬнШ, съ развитнемъ мыслительеыхъ процессовъ. Не слфдуетъ при

эгомъ забывать, что не ус воете новыхъ формъ языка развиваетъ мыга­

лете, ведетъ къ обогащешю понятыми и мыслями, а наоборотъ: раз­

вита мышлешя, обогащеше содержа темъ вызываетъ необходимость въ

обладанш формами для выражены понятШ и мыслей. Изучите съ уче-

никомъ во всей полноте языкъ только съ формальной его стороны

(лексиконъ, грамматика, стиль), и вы не разовьете и не обогатите

мышлешя ребенка, не сделаете его ни умнее, ни добрее, —ученикъ

будетъ обладать безплодиымъ богатствомъ, для котораго не найдетъ

никакого употреблены; и наоборотъ: обогащайте ученика понятиями,

мыслями, чувствами, и онъ найдетъ, легко восприметъ и усвоитъ и

нужный ему словесныя формы.

Въ душе ребенка есть достаточный запасъ воспринятыхъ имъ

гэг окружающаго образовъ и представлены, непосредственно пережи-

тыхъ имъ чувствовашй; обладаетъ соответственно съ этимъ и д4тски-

поэтическими словесными формами; но онъ бфценъ отвлеченными поня­

тиями и мыслями, онъ б'Ьденъ чувствами, выходящими изъ гранидъ

его личнаго жизненнаго опыта; его умъ хотя и обладаетъ способностью

къ отвлеченш и обобщенш, но ребенокъ мало и притомъ случайно

упражнялъ эти способности въ указанномъ направлены; онъ способенъ

заражаться чувствонъ другого, онъ можетъ воспринять, пережить и

усвоить чувства другихъ, —онъ человЬкъ, хотя и малевькШ еще, и

общечеловеческое (въ меру его возраста и силъ) ему не чуждо. —Въ

этомъ направлены и нужно развивать языкъ и мышлеше ребенка; обо­

гащая его душу новымъ и новымъ содержашемъ, воплощаемымъ въ

словесный формы, упражняя его духовныя способности, мы постепенно

возведемъ ученика отъ языка и мышлешя детски-ноэтическаго къ языку

и мышлешю отвлеченному. Средствами для достижены этихъ целей

служитъ: а) целесообразно-последовательно подобранный матергалъ въ

книге для класснаго чтены, и б) руководительство учителя въ воспр!-

ятш и усвоены этого материала (словесныя формы и содержаще ихъ)