63
изъ жизни природы и людей, путемъ упражнешй въ изложенш (усг-
ноыъ и письмепномъ) еще более закр'Ьпляютъ за собой прюбретепное.
Языкъ (съ формальной своей стороны) есть средство для выраже-
шя того, что есть и что ироисходитъ въ душ'Ь человека, и ч'Ьмъ бо
гаче духовное содер;каше человека, ч'Ьмъ более развито его мытлеше,
т'Ьмъ должны быть и более богаты и словесныя формы. Такимъ обра-
зомъ, разгитга языка (съ формальной стороны) находится въ тесной
связи съ усвоешемъ образовъ и представлевш, понятш, мыслей и впе-
чатл'ЬнШ, съ развитнемъ мыслительеыхъ процессовъ. Не слфдуетъ при
эгомъ забывать, что не ус воете новыхъ формъ языка развиваетъ мыга
лете, ведетъ къ обогащешю понятыми и мыслями, а наоборотъ: раз
вита мышлешя, обогащеше содержа темъ вызываетъ необходимость въ
обладанш формами для выражены понятШ и мыслей. Изучите съ уче-
никомъ во всей полноте языкъ только съ формальной его стороны
(лексиконъ, грамматика, стиль), и вы не разовьете и не обогатите
мышлешя ребенка, не сделаете его ни умнее, ни добрее, —ученикъ
будетъ обладать безплодиымъ богатствомъ, для котораго не найдетъ
никакого употреблены; и наоборотъ: обогащайте ученика понятиями,
мыслями, чувствами, и онъ найдетъ, легко восприметъ и усвоитъ и
нужный ему словесныя формы.
Въ душе ребенка есть достаточный запасъ воспринятыхъ имъ
гэг окружающаго образовъ и представлены, непосредственно пережи-
тыхъ имъ чувствовашй; обладаетъ соответственно съ этимъ и д4тски-
поэтическими словесными формами; но онъ бфценъ отвлеченными поня
тиями и мыслями, онъ б'Ьденъ чувствами, выходящими изъ гранидъ
его личнаго жизненнаго опыта; его умъ хотя и обладаетъ способностью
къ отвлеченш и обобщенш, но ребенокъ мало и притомъ случайно
упражнялъ эти способности въ указанномъ направлены; онъ способенъ
заражаться чувствонъ другого, онъ можетъ воспринять, пережить и
усвоить чувства другихъ, —онъ человЬкъ, хотя и малевькШ еще, и
общечеловеческое (въ меру его возраста и силъ) ему не чуждо. —Въ
этомъ направлены и нужно развивать языкъ и мышлеше ребенка; обо
гащая его душу новымъ и новымъ содержашемъ, воплощаемымъ въ
словесный формы, упражняя его духовныя способности, мы постепенно
возведемъ ученика отъ языка и мышлешя детски-ноэтическаго къ языку
и мышлешю отвлеченному. Средствами для достижены этихъ целей
служитъ: а) целесообразно-последовательно подобранный матергалъ въ
книге для класснаго чтены, и б) руководительство учителя въ воспр!-
ятш и усвоены этого материала (словесныя формы и содержаще ихъ)