62
впечатлены не могутъ иметь образовательнаго воздействия, а нужно
нхъ связать между собою, обобщить въ высшы поняты. Эту задачу и
решаютъ беседы после чтены статьи (связь съ предшествующей статьей)
и после чтены целаго ряда однородныхъ статей*). Отсутствы этого
рода упражнены обнаруживается въ школе въ томъ обычномъ явлены,
что дЬти не усваиваютъ не только общихъ поняты, но и техъ фак-
тическихъ званы, кои служатъ содержанымъ статей и не могутъ от
дать въ нихъ отчета нри окончаны курса школы. Понятно само собою,
что беседы этого рода осуществимы только тогда, когда въ принятомъ
руководстве для класснаго чтены статьи подобраны въ известной связи
по своему содержание. Но и при чтены по любому руководству необ
ходимо время отъ времени припоминать изъ прошлаго и объединять
однородное.
Общт задачи класснаго чтент? устныхъ и письмен-
ныхъ изложенм и общт средства для ptmeHm этихъ
задачъ.
Классное чтеше и тесно связанныя съ нимъ упражнены въ уст-
номъ и письменномъ изложены мыслей преследуетъ следующы общы
цели:
а) Чтеню должно расширить (количественно и качественно) разу-
мены родного языка и возможное обладаше имъ: исходя отъ детски-
поэтическаго языка, какимъ владеетъ ученикъ при поступлены своемъ
въ школу, довести его, въ пределахъ возможности, до пониманы и
обладаны языкомъ общелитературнымъ.
б) Рядомъ целесообразно ностроенвыхъ упражнены въ чтены и
въ беседахъ ученикъ розовьетъ и свои мыслительныя способности; отъ
наглядныхъ образовъ и представлены онъ дойдетъ до поняНй и отвле-
ченныхъ мыслей, разовьетъ въ себе способность сравнивать, обобщать,
выводить, умозаключать и проч.
в) Путемъ классныхъ упражнены ученики вырабатываютъ и усва
иваютъ навыки самостоятельнаго толковаго чтены и толковаго изложе
ны мыслей, чтобы пользоваться потомъ этими навыками въ жизни —безъ
посторонней помощи.
г) Путемъ чтены и беседъ ученики воспринимаютъ и усваиваютъ
определенный кругъ основных! воспитывающихъ знанш и впечатлены
*) Образцы подобныхъ бесЬдъ си. ниже („Примерные уроки руководителя1); см. также
н Руководство къ Вешнимъ Всходамъ, Д. Тихомирова.