Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  69 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 69 / 308 Next Page
Page Background

61

камъ новое содержаше, новое понятие, мысль, впечатлеше. Каждое

новое понятие и проч. основывается на усвоенномъ прежде, и нужно

хорошо знать старое, чтобы усвоить новое. Воскресить въ своемъ со-

знанш это старое, необходимое для усвоенш новаго, —и должно быть

целью беседы, предпосылаемой чтенш статьи.

Иногда въ предварительной бесЬд'й приходится объяснить нужное

для р а з у м е я статьи, чего ученики вовсе не знали прежде—частное

представлена, пснятш, сообщить зпаше вообще. Это, нередко, проис-

текаетъ изъ недостатковъ книги для класснаго чтенш, гдЬ статьи

подобраны недостаточно последовательно и связно. Такого рода беседы

нужно также признать необходимыми.

Но нужно отнестись вполне отрицательно къ темъ предпосылае-

нымъ чтенш беседамъ, въ которьтхъ полностпо исчериываетстя все

содержаше предназначенной для чтенш статьи: такш беседы лишаютъ

самое чтеше его образовательнаго значенш; это то же самое, что прямо

дать разгадку загадки вместо того, чтобы ученикъ самъ ее разгадалъ.

Каждая статья есть загадка, и ученикъ долженъ дойти до разгадки

„своимъ умомъ“ , путемъ самостоятельныхъ усилш, хотя бы и не безъ

помощи учителя. Если бы мы преследовали исключительно одну цель —

сообщена ученику знашй по известному предмету (что составляетъ,

напримеръ, задачу каждаго сиещальнаго предмета въ средней школе),

тогда подобный беседы имели бы свое законное место, и чтеше явля­

лось бы лишь средствомъ для повторенш, для закрепленш въ памяти

того, что усвоено въ беседе, какъ заучиваше по книге разъясневнаго

въ классе урока. Но чтевш преследуетъ еще и другш образователь­

ная цели, и эти то цели совершенно упраздняются указанными выше

беседами. —Нужно заметить, что учитель нередко бываетъ вынужденъ

исчерпывать въ предварительной беседе содержаше статьи потому, что

статья эта по своему изложенш и по содержант недоступна учени-

камъ, —а такихъ статей въ нашихъ распространенныхъ руководствахъ

для класснаго чтенш, надо признаться, не мало.

Кроме беседъ до и во время чтенш въ правильно построенномь

курсе школьнаго учешя необходимы и беседы

послгъ

чтенш статьи и

целаго ряда прочитанныхъ статей.

Сообщая ученикамъ путемъ чтенш знанш и впечатленш, мы

должны позаботиться и о томъ, чтобы это воспринятое на отдельныхъ

урокахъ содержаше приведено было въ связь, объединилось бы съ темъ,

что усвоено было ранее, а затемъ и прочно укрепилось бы въ сознанш.

Разрозненный, одиноко стоящш, замкнутыя въ самихъ себе знанш и