61
камъ новое содержаше, новое понятие, мысль, впечатлеше. Каждое
новое понятие и проч. основывается на усвоенномъ прежде, и нужно
хорошо знать старое, чтобы усвоить новое. Воскресить въ своемъ со-
знанш это старое, необходимое для усвоенш новаго, —и должно быть
целью беседы, предпосылаемой чтенш статьи.
Иногда въ предварительной бесЬд'й приходится объяснить нужное
для р а з у м е я статьи, чего ученики вовсе не знали прежде—частное
представлена, пснятш, сообщить зпаше вообще. Это, нередко, проис-
текаетъ изъ недостатковъ книги для класснаго чтенш, гдЬ статьи
подобраны недостаточно последовательно и связно. Такого рода беседы
нужно также признать необходимыми.
Но нужно отнестись вполне отрицательно къ темъ предпосылае-
нымъ чтенш беседамъ, въ которьтхъ полностпо исчериываетстя все
содержаше предназначенной для чтенш статьи: такш беседы лишаютъ
самое чтеше его образовательнаго значенш; это то же самое, что прямо
дать разгадку загадки вместо того, чтобы ученикъ самъ ее разгадалъ.
Каждая статья есть загадка, и ученикъ долженъ дойти до разгадки
„своимъ умомъ“ , путемъ самостоятельныхъ усилш, хотя бы и не безъ
помощи учителя. Если бы мы преследовали исключительно одну цель —
сообщена ученику знашй по известному предмету (что составляетъ,
напримеръ, задачу каждаго сиещальнаго предмета въ средней школе),
тогда подобный беседы имели бы свое законное место, и чтеше явля
лось бы лишь средствомъ для повторенш, для закрепленш въ памяти
того, что усвоено въ беседе, какъ заучиваше по книге разъясневнаго
въ классе урока. Но чтевш преследуетъ еще и другш образователь
ная цели, и эти то цели совершенно упраздняются указанными выше
беседами. —Нужно заметить, что учитель нередко бываетъ вынужденъ
исчерпывать въ предварительной беседе содержаше статьи потому, что
статья эта по своему изложенш и по содержант недоступна учени-
камъ, —а такихъ статей въ нашихъ распространенныхъ руководствахъ
для класснаго чтенш, надо признаться, не мало.
Кроме беседъ до и во время чтенш въ правильно построенномь
курсе школьнаго учешя необходимы и беседы
послгъ
чтенш статьи и
целаго ряда прочитанныхъ статей.
Сообщая ученикамъ путемъ чтенш знанш и впечатленш, мы
должны позаботиться и о томъ, чтобы это воспринятое на отдельныхъ
урокахъ содержаше приведено было въ связь, объединилось бы съ темъ,
что усвоено было ранее, а затемъ и прочно укрепилось бы въ сознанш.
Разрозненный, одиноко стоящш, замкнутыя въ самихъ себе знанш и