59
определенная задачи; п ч1шъ больше усп1>ваетъ ученикъ въ чтеши,
ч'Ьмъ больше развивается онъ въ этомъ направленш, т^мъ и задачи
становятся сложнее и труднее; последним! требовашемъ отъ самосто-
ятельнаго чтенш должно быть —полное усвоеше содержашя и логиче-
скаго построены данной статьи.
Упражненья въ самостоятельном! чтеши обязательно должны быть
начаты со второго года школьнаго ученья. Для начала этого рода упраж-
ненш учитель избирает! статьи, близкш по содержание и по форме
къ статьямъ, разобранным! въ
классе.
Требовашя и задачи, кашя ста
вит! учитель, задавая статью для самостоятельнаго чтешя, должны на
ходиться въ строгомъ соотв'Ьтствш съ тгЬмъ, что хорошо знаетъ и
ум'Ьетъ ученикъ.
Уроки чтенш должны ли находиться въ какой-либо связи между
собою—въ течете каждого года школьнаго учета
,
а равно и въ тече
те всего курса?
Въ школьной практик^, за немногими исключеньями, тЬсной связи
между уроками мало, а то и вовсе в£тъ. Часто бываетъ, что каждая
читаемая въ классе статья стоить одиноко по отношешю къ предше
ствующим! и последующим! статьямъ, а задачи ея разработки и
усвоены оканчиваьотся вместе съ последним! вопросом! ея разбора,
или съ пересказом! ея содержавы. Уроки чтены, въ курсе ли каждаго
года школьнаго учены, во всемъ ли школьном! курсе, не имеютъ межъ
собою тесной связи, не представляют! въ общемъ чего-либо стройно-
иДлаго, законченнаго, внутренне связаннаго. На всехъ ступенях! учи
тель употребляет!, какъ замечено выше, одни и тй же пршмы, и
классное чтеше, отъ начала и до конца, не представляет! изъ себя
стройной и последовательной системы, где бы неумелый учеыикъ по
степенно и последовательно восходил! до усвоены навыковъ читать
самостоятельно. Нетъ надлежащей стройно-последовательной и обосно
ванной системы въ усвоены формъ родного языка; учитель редко от
дает! себе отчетъ, что въ этомъ отношены можно предложить ученику
на каждой ступени и чего следует! отъ него требовать. НЬтъ надле
жащей системы и по отношешю распределены въ курсе школы co-
держаны читаемаго, къ выработке и усвоенш ученпкомъ поняты>
мыслей, впечатл'ЪнШ. Если еще и наблюдается некоторая система (обыч
ная учебная, —сколокъ съ научной) въ расположены статей естественно-
исторических!. географических!, исторических!, то по отношешю къ
статьямъ, разъясняющим! нравственный поняты, мысли, идеи, по от-
ношеьпю къ статьямъ художественнаго характера-—не замечается ни-