Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  66 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 66 / 308 Next Page
Page Background

58

переживаетъ вместе съ нимъ во всей полноте тотъ самый духовный

процессъ воспрштш мыслей и чувствъ, какой вызываетъ художествен­

ное произведете, и тймъ самымъ п помогаетъ, и учитъ естественному

воспрштш.

Понятно, что при классномъ чтенш художественнаго произведе-

пш требуется со стороны учителя еще большая осторожность, чймъ

при чтенш всякой другой статьи: ничего лишняго и нееужнаго для

воспрштш главнаго содержапш, никакихъ отклонены! въ сторону и

проч. Не всегда удобно при чтенш стихотворений настаивать и на

точномъ опред'бленш плана читаемого произведенш,--это можетъ рас­

холаживать чувство. Главное яге содерягаше стихотворенш, краткое

выражете его частей, ученикъ, во всякомъ случай, долягенъ и усвоить,

и умйть передать.

Можно ли на вспхъ ступеняхъ школгнаго учены употреблять

одни и тгь оюе примы объяснительнаю чтенгя?

Обыкновенно, за ред­

кими исключеншми, такъ и бываетъ. На всйхъ ступеняхъ гакольнаго

ученш учитель объясвяетъ непонятныя слова и выраженш, заставляете

ученика пересказывать содержите прочитаннаго. Разница заключается

лишь въ томъ, что въ первый годъ ученш дйти разсказываютъ содер­

жан т прочитаннаго по вопросамъ, а въ третш —безъ вопросовъ учи­

теля. Такая постановка объяснительнаго чтенш не можетъ быть при­

знана правильною.

Одна изъ задачъ объяснительнаго чтенш состоитъ въ томъ, чтобы

путемъ классныхъ упражненШ довести ученика до умйнья читать и

воспринимать путемъ чтенш знашя и впечатлйнш, —безъ посторонней

помощи, —самостоятельно. Отсюда следуете, что пртмы учителя въ

классномъ чтенш необходимо должны быть различны. На первой сту­

пени ученш учитель больше помогаетъ ученику, а на последней —уче­

никъ больше и больше приучается къ самостоятельности въ чтенш*).

Такимъ образомъ, пртмы класспаго чтенш должны видоизменяться въ

зависимости отъ развития и навыковъ въ чтенш ученика.

Въ школьной практике очень часто подъ самостоятельпьшъ чте-

шемъ разумеется повторительное чтете ученика безъ участия учителя

(въ классе или внй класса), чтете того, что прочитано было ранее

съ учителемъ. Подъ самостоятельными чтеншмъ нужно разуметь само­

стоятельное воспрштш новаго содержанш, или иначе —самостоятельное

чтенш новой статьи, причемъ ученикъ решаете данпыя ему учителемъ

*) Программу пртмовъ въ чтенш для трехъ л'Ьтъ школьнаго учета ем. ниже—„Обпця

задачи и обшдя средства объяснительнаго чтешя“. См. также—„Руководство для учителя къ

книг4 „Вешше Всходы1 Тихомирова.