58
—
переживаетъ вместе съ нимъ во всей полноте тотъ самый духовный
процессъ воспрштш мыслей и чувствъ, какой вызываетъ художествен
ное произведете, и тймъ самымъ п помогаетъ, и учитъ естественному
воспрштш.
Понятно, что при классномъ чтенш художественнаго произведе-
пш требуется со стороны учителя еще большая осторожность, чймъ
при чтенш всякой другой статьи: ничего лишняго и нееужнаго для
воспрштш главнаго содержапш, никакихъ отклонены! въ сторону и
проч. Не всегда удобно при чтенш стихотворений настаивать и на
точномъ опред'бленш плана читаемого произведенш,--это можетъ рас
холаживать чувство. Главное яге содерягаше стихотворенш, краткое
выражете его частей, ученикъ, во всякомъ случай, долягенъ и усвоить,
и умйть передать.
Можно ли на вспхъ ступеняхъ школгнаго учены употреблять
одни и тгь оюе примы объяснительнаю чтенгя?
Обыкновенно, за ред
кими исключеншми, такъ и бываетъ. На всйхъ ступеняхъ гакольнаго
ученш учитель объясвяетъ непонятныя слова и выраженш, заставляете
ученика пересказывать содержите прочитаннаго. Разница заключается
лишь въ томъ, что въ первый годъ ученш дйти разсказываютъ содер
жан т прочитаннаго по вопросамъ, а въ третш —безъ вопросовъ учи
теля. Такая постановка объяснительнаго чтенш не можетъ быть при
знана правильною.
Одна изъ задачъ объяснительнаго чтенш состоитъ въ томъ, чтобы
путемъ классныхъ упражненШ довести ученика до умйнья читать и
воспринимать путемъ чтенш знашя и впечатлйнш, —безъ посторонней
помощи, —самостоятельно. Отсюда следуете, что пртмы учителя въ
классномъ чтенш необходимо должны быть различны. На первой сту
пени ученш учитель больше помогаетъ ученику, а на последней —уче
никъ больше и больше приучается къ самостоятельности въ чтенш*).
Такимъ образомъ, пртмы класспаго чтенш должны видоизменяться въ
зависимости отъ развития и навыковъ въ чтенш ученика.
Въ школьной практике очень часто подъ самостоятельпьшъ чте-
шемъ разумеется повторительное чтете ученика безъ участия учителя
(въ классе или внй класса), чтете того, что прочитано было ранее
съ учителемъ. Подъ самостоятельными чтеншмъ нужно разуметь само
стоятельное воспрштш новаго содержанш, или иначе —самостоятельное
чтенш новой статьи, причемъ ученикъ решаете данпыя ему учителемъ
*) Программу пртмовъ въ чтенш для трехъ л'Ьтъ школьнаго учета ем. ниже—„Обпця
задачи и обшдя средства объяснительнаго чтешя“. См. также—„Руководство для учителя къ
книг4 „Вешше Всходы1 Тихомирова.