Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  65 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 65 / 308 Next Page
Page Background

57

учить путемъ правильно поставленныхъ упражнены въ воспрыты.

Замечено, что малограмотные крестьяне не любятъ и не читаютъ сти­

хотворены,— почему это? Потому, что они ихъ не понимаютъ, потому,

что содержаше художественна™ произведенья закрыто для нихъ: помо­

гите имъ понять, откройте содержаше художественна™ произведены,

и тогда оно повравится имъ. У художественной литературы есть, на-

конецъ, и свои особенности, каковы, наприм4ръ, образы, краски, ко­

торый надо научиться открывать и понимать, чтобы оп'Ь произвели

надлежащее возд'Ьйствш на читателя, привели бы его къ сознанпо

глубоко заложенной въ произведете идеи; и самое содержаше худо-

жественныхъ произведений не во всЬхъ ихъ и не всегда одинаково

доступны и понятны для читателя, и требуютъ отъ него изв’Ьстнаго

развиты, известной постепенности и последовательности въ усвоены

ихъ. Какъ часто случается наблюдать, что въ одной школе дети лю­

бятъ стихи, а въ другой относятся къ нимъ съ полнымъ равнодупйемъ:

въ одной школе научили и прочили детей къ воспрытш содержант

стих отворен in, а въ другой— ничего не сделали въ этомъ направлены.—

Чтобы воспринять содержаше стихотворевы, недостаточно открыть

только свой слухъ, — надобно уметь слушать, воспринимать, и ее одвимъ

воображешемъ воспринимать,— тогда явится въ результате и чувство.—

И полному воспрытпо содержант художественныхъ произведены нужно

помочь ученику научиться, какъ нужно помогать ему и во всемъ дру-

гомъ. Прежде надо научить, и тогда только можно будетъ предоста­

вить все самодеятельности.

УчасНе учителя въ полномъ воспрыты ученикомъ художествен­

на™ произведены не только не должно нарушать впечатлены, а углуб­

лять, усиливать его: для этого, понятно, требуется особое искусство

со стороны преподавателя, и если таковымъ учитель не владеетъ, то

онъ и ничему не научитъ ученика, будетъ или не будетъ разъяснять

произведете. УчасНе учителя въ объяснены художественна™ произве­

дены мы понимаемъ, какъ участш опытнаго и умелаго посредника

между художникомъ и малоразвитымъ читателемъ, — онъ является для

ученика руководителемъ и истолкователемъ мыслей и чувствъ худож­

ника. Самъ, предварительно, глубоко продумавъ и прочувствовавъ дан­

ное произведете, онъ помог.етъ ученику пройти BM'bcTi съ нимъ,

при его опытномъ и ум^ломъ руководительства, по тому же самому

пути, останавливаетъ внимаше ученика на томъ, что онъ безъ него

могъ бы и не заметить; онъ думаетъ и чувствуетъ, тагь сказать, вслухъ;

BMtc'rfc съ руководимымъ имъ въ этомъ направлены ученикомъ, онъ