57
учить путемъ правильно поставленныхъ упражнены въ воспрыты.
Замечено, что малограмотные крестьяне не любятъ и не читаютъ сти
хотворены,— почему это? Потому, что они ихъ не понимаютъ, потому,
что содержаше художественна™ произведенья закрыто для нихъ: помо
гите имъ понять, откройте содержаше художественна™ произведены,
и тогда оно повравится имъ. У художественной литературы есть, на-
конецъ, и свои особенности, каковы, наприм4ръ, образы, краски, ко
торый надо научиться открывать и понимать, чтобы оп'Ь произвели
надлежащее возд'Ьйствш на читателя, привели бы его къ сознанпо
глубоко заложенной въ произведете идеи; и самое содержаше худо-
жественныхъ произведений не во всЬхъ ихъ и не всегда одинаково
доступны и понятны для читателя, и требуютъ отъ него изв’Ьстнаго
развиты, известной постепенности и последовательности въ усвоены
ихъ. Какъ часто случается наблюдать, что въ одной школе дети лю
бятъ стихи, а въ другой относятся къ нимъ съ полнымъ равнодупйемъ:
въ одной школе научили и прочили детей къ воспрытш содержант
стих отворен in, а въ другой— ничего не сделали въ этомъ направлены.—
Чтобы воспринять содержаше стихотворевы, недостаточно открыть
только свой слухъ, — надобно уметь слушать, воспринимать, и ее одвимъ
воображешемъ воспринимать,— тогда явится въ результате и чувство.—
И полному воспрытпо содержант художественныхъ произведены нужно
помочь ученику научиться, какъ нужно помогать ему и во всемъ дру-
гомъ. Прежде надо научить, и тогда только можно будетъ предоста
вить все самодеятельности.
УчасНе учителя въ полномъ воспрыты ученикомъ художествен
на™ произведены не только не должно нарушать впечатлены, а углуб
лять, усиливать его: для этого, понятно, требуется особое искусство
со стороны преподавателя, и если таковымъ учитель не владеетъ, то
онъ и ничему не научитъ ученика, будетъ или не будетъ разъяснять
произведете. УчасНе учителя въ объяснены художественна™ произве
дены мы понимаемъ, какъ участш опытнаго и умелаго посредника
между художникомъ и малоразвитымъ читателемъ, — онъ является для
ученика руководителемъ и истолкователемъ мыслей и чувствъ худож
ника. Самъ, предварительно, глубоко продумавъ и прочувствовавъ дан
ное произведете, онъ помог.етъ ученику пройти BM'bcTi съ нимъ,
при его опытномъ и ум^ломъ руководительства, по тому же самому
пути, останавливаетъ внимаше ученика на томъ, что онъ безъ него
могъ бы и не заметить; онъ думаетъ и чувствуетъ, тагь сказать, вслухъ;
BMtc'rfc съ руководимымъ имъ въ этомъ направлены ученикомъ, онъ