Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  64 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 64 / 308 Next Page
Page Background

56

связь между мыслями и открыть черезъ это общее содержаще мыслей,

чтобы дойти въ конце концовъ до уразумены общаго и главнаго со-

держаны всего произведены Способность къ такому именно воспрытно

вложена въ ученика отъ природы, и учитель должевъ лишь целесо­

образными действыми съ своей стороны помочь развитою этой способ­

ности: этимъ онъ дисциплинируетъ духоввыя способности ученика, на-

учитъ и пр1учнтъ во всей полноте воспринимать читаемое.

На основаны сказаннаго, бойкы пересказъ

(своими словами)

про­

читанной статьи еще не ручается за полное усвоены ея содержаны.

Ученикъ могъ запомнить при чтенш лишь слова и выражены и внеш-

нш порядокъ мыслей, не понимая при этомъ ни самыхъ мыслей, ни

внутренней связи между ними, ни логическаго ихъ строя, ни общаго

ихъ содержаны: онъ механически передаетъ содержаны, какъ меха­

нически его усвоилъ. Онъ докажетъ свое поииманы только въ томъ

случае, когда въ состояны будетъ кратко формулировать общее содер­

жаще, кратко и последовательно выразить содержаще главныхъ отделовъ

статьи, передать все содержаще не только полно, но и конспективно.

Продолжительный упражнены въ механическомъ пересказе, не

развивая мыслительныхъ способностей ученика, не обогащая его умъ

никакимъ содержащему пр!учаютъ къ поверхностному чтенш и изло­

жение прочитаннаго, притупдяютъ разеудочныя способности и лишаютъ

чтены образовательнаго воздействы.

Существует! довольно распространенный взглядъ, что не сл§дуетъ

вдаваться въ подробный толкованы

художественныхъ

произведены,

что толкованы эти разсеиваютъ чувство ученика, лишаютъ его воз­

можности всецело и безъ помехи воспринять еодержаны произведены.

Взглядъ этотъ мы признаемъ совершенно неосновательным!: ученикъ

здесь, какъ и везде, нуждается въ помощи и руководительстве. Если

для полнаго и всесторонняго разумнаго воспрыты художественнаго

произведены нужна художественная критика и для взрослаго, если и

взрослый далеко не всегда всецело воспринимает! содержаще художе­

ственнаго произведены, если и между взрослыми часто бываетъ, что

одинъ понимает! художественное произведены глубже, другой —более

поверхностно, а третШ—видя не видитъ и слыша не разумеет!,—то

что же нужно сказать о малограмотном! ребенке? Для того, чтобы про­

чувствовать художественное произведены, надобно его и понять, и про­

думать; для того, чтобы иметь возможность понимать и чувствовать,—

надо научиться воспринимать мысль и чувство, въ чемъ особенно нуж­

дается ребенокъ, въ чемъ и нужно ему помочь, чему нужно его на-