56
связь между мыслями и открыть черезъ это общее содержаще мыслей,
чтобы дойти въ конце концовъ до уразумены общаго и главнаго со-
держаны всего произведены Способность къ такому именно воспрытно
вложена въ ученика отъ природы, и учитель должевъ лишь целесо
образными действыми съ своей стороны помочь развитою этой способ
ности: этимъ онъ дисциплинируетъ духоввыя способности ученика, на-
учитъ и пр1учнтъ во всей полноте воспринимать читаемое.
На основаны сказаннаго, бойкы пересказъ
(своими словами)
про
читанной статьи еще не ручается за полное усвоены ея содержаны.
Ученикъ могъ запомнить при чтенш лишь слова и выражены и внеш-
нш порядокъ мыслей, не понимая при этомъ ни самыхъ мыслей, ни
внутренней связи между ними, ни логическаго ихъ строя, ни общаго
ихъ содержаны: онъ механически передаетъ содержаны, какъ меха
нически его усвоилъ. Онъ докажетъ свое поииманы только въ томъ
случае, когда въ состояны будетъ кратко формулировать общее содер
жаще, кратко и последовательно выразить содержаще главныхъ отделовъ
статьи, передать все содержаще не только полно, но и конспективно.
Продолжительный упражнены въ механическомъ пересказе, не
развивая мыслительныхъ способностей ученика, не обогащая его умъ
никакимъ содержащему пр!учаютъ къ поверхностному чтенш и изло
жение прочитаннаго, притупдяютъ разеудочныя способности и лишаютъ
чтены образовательнаго воздействы.
Существует! довольно распространенный взглядъ, что не сл§дуетъ
вдаваться въ подробный толкованы
художественныхъ
произведены,
что толкованы эти разсеиваютъ чувство ученика, лишаютъ его воз
можности всецело и безъ помехи воспринять еодержаны произведены.
Взглядъ этотъ мы признаемъ совершенно неосновательным!: ученикъ
здесь, какъ и везде, нуждается въ помощи и руководительстве. Если
для полнаго и всесторонняго разумнаго воспрыты художественнаго
произведены нужна художественная критика и для взрослаго, если и
взрослый далеко не всегда всецело воспринимает! содержаще художе
ственнаго произведены, если и между взрослыми часто бываетъ, что
одинъ понимает! художественное произведены глубже, другой —более
поверхностно, а третШ—видя не видитъ и слыша не разумеет!,—то
что же нужно сказать о малограмотном! ребенке? Для того, чтобы про
чувствовать художественное произведены, надобно его и понять, и про
думать; для того, чтобы иметь возможность понимать и чувствовать,—
надо научиться воспринимать мысль и чувство, въ чемъ особенно нуж
дается ребенокъ, въ чемъ и нужно ему помочь, чему нужно его на-