55
делить статью на части", и проч., и проч. Последовательный рядъ
уроковъ въ чтенш долженъ решить последовательный рядъ задачъ,
сумма рЬшешя коихъ приведетъ къ полному усвоенш искусства тол-
коваго чтенш, обогащающаго мысль и чувство ученика.
Помогите ученику находить удовольствш въ чтенш, и онъ легко,
безъ понужденш, научится читать
бегло,
потому что онъ будетъ читать
и безь приказанш учителя. Заставляйте перечитывать хорошо понятое,
что заинтересовало ученика, что поправилось ему, и онъ съ удоволь-
стгпемъ перечитаетъ это несколько разъ. А непонятное, неинтересное,
не нужное не захочетъ читать не только ребенокъ, но и взрослый...
Принуждать же къ ч т е н т — безъ интереса, безъ охоты и влеченш—
это значить систематически воспитывать чувство отвращешя къ этому
делу: ребенка, конечно, можно ко всему приневолить, но ка те ate
результаты получатся отъ невольнаго учета?
Можно ли при классномъ чтент ограничиться объяснетемъ лишь
непонятныхъ словъ и выраженш и пересказомъ „ своими словами“ про-
читаннаю?
Если бы задача чтенш заключалась только въ томъ, чтобы
путемъ чтенш обогатить
лексиконъ
детей, ввести въ дЬтскш языкъ
новыя словесныя формы,— если бы полное разумете литературнаго
произведенш зависело исключительно лишь отъ нониманш отдельныхъ
словъ и выраженш,— если бы бойкш пересказъ „своими словами* могъ
служить доказательствомъ полнаго разуменш пересказываемаго,— тогда,
конечно, можно было бы и ограничиться вышеуказаннымъ; но этого
нетъ и не должно быть.
Задача классныхъ упражненш въ чтенш, кроме обогащевш языка
детей новыми словесными формами, состоитъ еще и въ томъ, чтобы —
а) дисциплинировать духовная способности ученика, б) передать ему
для прочнаго усвоенш известная мысли и чувства, в) довести его до
уменья самостоятельно воспринимать потомъ мысли и чувства путемъ
чтенш, — а все эти задачи ни въ какомъ случае не могутъ быть раз
решены, если учитель ограничить свою деятельность при классномъ
чтенш лишь объяснешемъ непонятныхъ словъ и выражешй.
Для полнаго нониманш читаемаго совершенно недостаточно пони
мать лишь отдельная слова и выраженш: все слова и выраженш въ
прочитанномъ произведенш могутъ быть знакомы, а словесное произ
ведете въ целомъ можетъ остаться совершенно непонятнымъ. Для
полнаго уразуменш словеснаго произведенш нужно понимать слова и
выраженш, т. е. обозначаемая ими понятш, въ ихъ непоспедственной
с вязи, чтобы дойти до выражаемой ими мысли; нужно, далее, понять