Б'Ьглость и выразительность въ чтенш должны внолн-Ь гармониро
вать со степенью сознательности въ чтенш, со степенью быстроты
воспрштш и м-Ьрою воспринимаемаго чувства. Не сл-йдуетъ читать
быстр-fee того, на сколько быстро воспрннимаетъ читаюгцш содержанш
читаемаго; не сл-Ьдуетъ выражать въ чтенш т-Ьхъ душевныхъ движенш,
какихъ н-Ьтъ и не было никогда у читающаго; и выразительность чтенш
ни въ какомъ случа-fe не должна переходить въ неестественную для
ученика театральность, а излишняя быстрота въ чтенш служить всегда
ненреодолимымъ препятствшмъ къ надлежащему уразум-Ьнно читаемаго,
исключаетъ вдумчивость, сосредоточенность, возможность обсудить вос
принимаемое, оглянуться назадъ, закинуть мысль внередъ.
Почему ученики не любятъ упражнений исключительно въ меха-
ническомъ чтенш?
Челов-Ькъ, у котораго не притуплены еще мысль и
чувство и стреляете къ разумной воспршмчивости, человЬкъ, какъ ра
зумное отъ природы существо, всегда тяготится такимъ д-Ьломъ, смысла
и значенш котораго не понимаетъ и не видитъ, которое, не возбуждая
ни съ какой стороны его духовную деятельность, кажется ему безцЬль-
нымъ, почему и становится неминуемо невыносимо тяжелымъ. Поэтому -
и скучно
безсознательно читать и перечитывать, переписывать съ
прописей, съ книги, писать бездельно подъ диктовку. Ученикъ съ ве-
личайгаимъ интересомъ изучаетъ букву за буквой при прохожденш
букваря: оеъ видитъ осязательно, что съ каждымъ новымъ ш гомъ онъ
дЗзлаетъ новый и новыя пр!обргБтев1я; этотъ интересъ тотчасъ же па-
даетъ, какъ только учитель начнетъ послгЬ азбуки упражнять ученика
въ механическомъ чтенш. Ученикъ съ величайшимъ интересомъ читаетъ
и слушаетъ живые и понятные для него разсказъ изъ природы, изъ
исторш и географш и проч.; но для него невыносимо читать и заучи
вать сухую номенклатуру, цыфры, безсвязные факты, неусвоенныя от
влеченный опред-Ьленш, и проч., и проч. Все это такъ же невыносимо
и тягостно, какъ и всякое безсмысленное д-Ьло, —какъ „толочь воду въ
ступ-Ь", „носить р-Ьшетомъ воду
бездельно переливать ъоду-шзъ бочки
въ бочку и обратно. —Поэтому, каждый урокъ учителя, каждое класс
ное упражнеше должно им-Ьть опред-Ьленную и разумнуго
задачу,
вполн-Ь
понятную и для ученика, должно затрогивать ту или другую сторону
его разумной духовной д-Ьятельности— „ты не такъ написалъ вотъ эту
букву, —нужно ее писать вотъ какъ, —напиши еще разъ"; „ты не в^рно
сдгЬлалъ разстояше между буквами, — надо это сделать вотъ какъ";
„ирочитай вотъ эту статью, подумай и р-Ьши вопросы,
Kanie написаны
нодъ статьей", „приготовься разсказать статью", „подумай, какъ раз-