Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  62 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 62 / 308 Next Page
Page Background

Б'Ьглость и выразительность въ чтенш должны внолн-Ь гармониро­

вать со степенью сознательности въ чтенш, со степенью быстроты

воспрштш и м-Ьрою воспринимаемаго чувства. Не сл-йдуетъ читать

быстр-fee того, на сколько быстро воспрннимаетъ читаюгцш содержанш

читаемаго; не сл-Ьдуетъ выражать въ чтенш т-Ьхъ душевныхъ движенш,

какихъ н-Ьтъ и не было никогда у читающаго; и выразительность чтенш

ни въ какомъ случа-fe не должна переходить въ неестественную для

ученика театральность, а излишняя быстрота въ чтенш служить всегда

ненреодолимымъ препятствшмъ къ надлежащему уразум-Ьнно читаемаго,

исключаетъ вдумчивость, сосредоточенность, возможность обсудить вос­

принимаемое, оглянуться назадъ, закинуть мысль внередъ.

Почему ученики не любятъ упражнений исключительно въ меха-

ническомъ чтенш?

Челов-Ькъ, у котораго не притуплены еще мысль и

чувство и стреляете къ разумной воспршмчивости, человЬкъ, какъ ра­

зумное отъ природы существо, всегда тяготится такимъ д-Ьломъ, смысла

и значенш котораго не понимаетъ и не видитъ, которое, не возбуждая

ни съ какой стороны его духовную деятельность, кажется ему безцЬль-

нымъ, почему и становится неминуемо невыносимо тяжелымъ. Поэтому -

и скучно

безсознательно читать и перечитывать, переписывать съ

прописей, съ книги, писать бездельно подъ диктовку. Ученикъ съ ве-

личайгаимъ интересомъ изучаетъ букву за буквой при прохожденш

букваря: оеъ видитъ осязательно, что съ каждымъ новымъ ш гомъ онъ

дЗзлаетъ новый и новыя пр!обргБтев1я; этотъ интересъ тотчасъ же па-

даетъ, какъ только учитель начнетъ послгЬ азбуки упражнять ученика

въ механическомъ чтенш. Ученикъ съ величайшимъ интересомъ читаетъ

и слушаетъ живые и понятные для него разсказъ изъ природы, изъ

исторш и географш и проч.; но для него невыносимо читать и заучи­

вать сухую номенклатуру, цыфры, безсвязные факты, неусвоенныя от­

влеченный опред-Ьленш, и проч., и проч. Все это такъ же невыносимо

и тягостно, какъ и всякое безсмысленное д-Ьло, —какъ „толочь воду въ

ступ-Ь", „носить р-Ьшетомъ воду

бездельно переливать ъоду-шзъ бочки

въ бочку и обратно. —Поэтому, каждый урокъ учителя, каждое класс­

ное упражнеше должно им-Ьть опред-Ьленную и разумнуго

задачу,

вполн-Ь

понятную и для ученика, должно затрогивать ту или другую сторону

его разумной духовной д-Ьятельности— „ты не такъ написалъ вотъ эту

букву, —нужно ее писать вотъ какъ, —напиши еще разъ"; „ты не в^рно

сдгЬлалъ разстояше между буквами, — надо это сделать вотъ какъ";

„ирочитай вотъ эту статью, подумай и р-Ьши вопросы,

Kanie написаны

нодъ статьей", „приготовься разсказать статью", „подумай, какъ раз-