53
забота о выработай навыковъ бйглаго чтешя лишаетъ учителя возмож
ности не только достигнуть важнейшей цйли—научить ученика читать
толково, но препятствуетъ даже разрйшенпо скромной задачи—научить
ученика читать бйгло.
Упражнеше въ бйгломъ чтенш не можетъ быть отделяемо отъ
уиражненш въ чтенш толковомъ и выразительномъ. Упражняя дйтей
исключительно въ механическомъ чтенш, мы тймъ самымъ пр!учаемъ
ихъ къ неосмысленному чтенш и вырабатываемъ въ нихъ дурныя при
вычки, которыхъ учитель не въ силахъ будетъ и побороть. —Чт ет е
есть такое занятш, гдй читающш, воспроизводя по буквамъ слова, вы-
зываетъ въ себй вмйстй съ словами соотвйтствующш представлешя,
понятш, образы, приводитъ ихъ въ требуемую между собою связь и
черезъ это доходитъ до усвоешя мысли, затймъ ряда мыслей и т. д.—
до усвоешя общей мысли читаемаго произведешя. Учитель и долженъ
пр1учать ученика, съ первыхъ же шаговъ обучсшя, къ такому именно
естественному процессу чтенш. Что бы ни читалъ ученикъ, —отдельное
слово, фразу, статью, —онъ ко всему долженъ относиться сознательно,—
иначе чтеше станетъ для него безполезнымъ, безплоднымъ занятшмъ.
Не могутъ быть отделяемы и упражнешя въ выразительномъ чтеши
отъ упражнешй въ чтеши бйгломъ и толковомъ: выразительное чтеше
есть одна изъ неотдйлимыхъ сторонъ общаго и единаго процесса чтешя.
Понимая читаемое, мы должны и выражать то, что мы попимаемъ и
чувствуемъ, чтобы друпе не только видйли наше понимаше, но и сами
вполнй понимали и воспринимали читаемое нами вслухъ. Привычка
читать выразительно важна и необходима не только въ интересахъ
слушателя, но и самого читающего: привычка эта обязываетъ читаю-
щаго всегда вдумчиво относиться къ читаемому; кто привыкъ
всегда
читать выразительно, тотъ читаетъ такъ и
про себя, и
самъ для себя
усиливаетъ в п е ч а т л я я , самъ себй воодушевляетъ, увлекаетъ, самоза-
ражаетъ мыслш и чувствомъ*).
Съ нервыхъ же ступеней упражненш въ чтенш, нужно пр^чать
дйтей къ выразительному чтенш: первая прочитанная по книжкй фраза
должна быть произнесена читающимъ съ выражешемъ; на первой же
маленькой статейкй нужно добиться, чтобы ученикъ прочиталъ ее, какъ
слйдуетъ. Нйтъ ничего непрштнйе слышать укоренившееся въ школй
„школярное чтенш—съ запинками, растянуто пйвучее, монотонное, гну
савое, минорное, —и нйтъ ничего труднйе бороться съ
этими
укоре
нившимися привычками.
*) Какъ noco6ie для учителя ми рекомепдуемъ руководство^, П. Острогорскаго —„Вы
разительное чтеше“.