52
Недостатки въ постановив толковаго чтент и изложе
на мыслей (устно и письменно).
Для нЬкоторыхъ изъ преподавателей наиболышй и даже исклю
чительный интересъ въ широкой области методическихъ вопросовъ
представляютъ лишь вопросы, связанные съ обучешемъ грамот!, въ
т!сномъ смысл'! этого слова, и дал!е—вопросы объ обучены бЬглому
механическому чтетю. (Несомненно, что
экзаменащонпыя требоватя
им'Ьютъ зд!сь свою долю влыны). Друпе идутъ значительно дальше;
считая обладаню искусствомъ чтены и письма лишь средствомъ для
развиты духовныхъ способностей ученика, для сообщены ему знанШ
и впечатлены въ т!сной связи съ познашемъ языка, для усвоены на-
выковъ разумнаго воспрыты и передачи мыслей и впечатлены въ
видахъ дальвейшаго саморазвиты, — эти посл!дше учителя гораздо
бол!е заинтересованы бол!е важными (въ образовательвомъ отношены)
и наиболее трудными для разрешены вопросами о целесообразной по
становке толковаго чтены и толковаго же изложены мыслей (устно и
письменно). Отъ степени развиты учителя, отъ его воззр!шй на задачи
школы и зависятъ, главнымъ образомъ, замечаемые на практик! не
достатки въ постановке школьнаго учены.
Можетъ ли школа ограничить свои задачи сообщетемъ лишь
механичсскшъ навыковъ бтлаго чтенгя и скораго письма (списывате
съ прописи
,
съ книги
,
письмо подъ диктовку)?
Отв!тъ на это у вс!хъ
безъ исключены одинъ: н!тъ, такъ какъ вс! сознаютъ, что чтены
должно быть выразительнымъ и толковымъ, иначе оно потеряетъ свое
образовательное значете. Но въ дальнейшемъ развиты этого вопроса
и въ применены его непосредственно къ д!лу обучены мы тотчасъ же
встречаемся съ разногласыми.
Можно ли учить одновременно и бтлому, и выразительному
,
и
сознательному чтент?
Нетъ, —ответятъ иные: надо сначала научить
ч т е н т беглому, потомъ выразительному и, наконецъ, толковому. Такой
взглядъ на д!ло приводить на практик! къ тому, что до упражнешй
въ толковомъ чтены учитель, обыкновенно, не доходить—
за недостат
кемъ времени.
И это совершенно понятно: упражнены исключительно
въ б!гломъ чтены, а потомъ и въ выразительномъ, безъ надлежащаго
пониманы читаемаго, не возбуждая духовной деятельности ученика,
ничего ему не давая, кажутся ему безц!льными, неинтересными, скуч
ными, даже мучительными, а потому они долго и не приводятъ въ
результат! ни къ какому усп!ху. Такъ, излишняя и односторонняя