Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  60 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 60 / 308 Next Page
Page Background

52

Недостатки въ постановив толковаго чтент и изложе­

на мыслей (устно и письменно).

Для нЬкоторыхъ изъ преподавателей наиболышй и даже исклю­

чительный интересъ въ широкой области методическихъ вопросовъ

представляютъ лишь вопросы, связанные съ обучешемъ грамот!, въ

т!сномъ смысл'! этого слова, и дал!е—вопросы объ обучены бЬглому

механическому чтетю. (Несомненно, что

экзаменащонпыя требоватя

им'Ьютъ зд!сь свою долю влыны). Друпе идутъ значительно дальше;

считая обладаню искусствомъ чтены и письма лишь средствомъ для

развиты духовныхъ способностей ученика, для сообщены ему знанШ

и впечатлены въ т!сной связи съ познашемъ языка, для усвоены на-

выковъ разумнаго воспрыты и передачи мыслей и впечатлены въ

видахъ дальвейшаго саморазвиты, — эти посл!дше учителя гораздо

бол!е заинтересованы бол!е важными (въ образовательвомъ отношены)

и наиболее трудными для разрешены вопросами о целесообразной по­

становке толковаго чтены и толковаго же изложены мыслей (устно и

письменно). Отъ степени развиты учителя, отъ его воззр!шй на задачи

школы и зависятъ, главнымъ образомъ, замечаемые на практик! не­

достатки въ постановке школьнаго учены.

Можетъ ли школа ограничить свои задачи сообщетемъ лишь

механичсскшъ навыковъ бтлаго чтенгя и скораго письма (списывате

съ прописи

,

съ книги

,

письмо подъ диктовку)?

Отв!тъ на это у вс!хъ

безъ исключены одинъ: н!тъ, такъ какъ вс! сознаютъ, что чтены

должно быть выразительнымъ и толковымъ, иначе оно потеряетъ свое

образовательное значете. Но въ дальнейшемъ развиты этого вопроса

и въ применены его непосредственно къ д!лу обучены мы тотчасъ же

встречаемся съ разногласыми.

Можно ли учить одновременно и бтлому, и выразительному

,

и

сознательному чтент?

Нетъ, —ответятъ иные: надо сначала научить

ч т е н т беглому, потомъ выразительному и, наконецъ, толковому. Такой

взглядъ на д!ло приводить на практик! къ тому, что до упражнешй

въ толковомъ чтены учитель, обыкновенно, не доходить—

за недостат­

кемъ времени.

И это совершенно понятно: упражнены исключительно

въ б!гломъ чтены, а потомъ и въ выразительномъ, безъ надлежащаго

пониманы читаемаго, не возбуждая духовной деятельности ученика,

ничего ему не давая, кажутся ему безц!льными, неинтересными, скуч­

ными, даже мучительными, а потому они долго и не приводятъ въ

результат! ни къ какому усп!ху. Такъ, излишняя и односторонняя