51
ставать звуковыя упражненья и до и во время прохождены букваря
(планъ упражкешй и матершлъ на каждый звукъ см, въ руководств!!
Д. И. Тихомирова -- „Какъ учить писать, читать и считать на первой
ступени): нужно упражнять детей въ разложены ргЬчи на слова, словъ
на слоги и звуки, въ слыны звуковъ. Время, потраченное на эти
упражнешя, сторицею вознаградится широкими успехами въ первый и
последующее перыды занятш.
Не спеллить въ занятыхъ, а заботиться о правильномъ ихъ ве-
дены, о надлежащей полной проработке и полномъ усвоены препода-
ваемаго на каждомъ шагу школьнаго учены, не гоняться за внешни
ми—програмными уснТхами, а добиваться усвоены навыковъ и умгЬшй
по самому существу дела, —лучше пройти мало, но хорошо, чемъ
много, но плохо,—это основныя правила школьнаго учены. Не одоб
рены, а осуждены заслуживаетъ учитель, который проходитъ азбуку
въ одинъ—въ два месяца, При нормальной постановке дела предва
рительный упражнешя потребуюсь д в е—три педели, прохождеше аз
буки не менее трехъ месяцевъ.
Въ заключены скажемъ несколько словъ о постановке графиче-
скихъ упражненш въ письме.
Заботливое земство почти везде разсылаетъ теперь по школамъ
разграфленную бумагу, что въ значительной степени сберегаетъ время
у учителя и учениковъ и увеличиваем успешность заняты. А между
тЬмъ, грифельная доска, какъ главное пособы при первоначальномъ
обучены письму, и до сихъ поръ не вышла изъ школьнаго употребле-
шя. Вредъ грифельной доски и грифеля давно сознанъ, и давно пора
заменить ее бумагой и перомъ. Въ крайнемъ случае, нужно начинать
учить писать карандашомъ, а лучше всего прямо перомъ, и заняты
письмомъ пойдутъ тогда съ несравненно болыпимъ успехомъ. Какъ
часто и теперь еще бываетъ, что учитель целую половину года учить
писать грифелемъ, и только къ концу года дети научатся писать пе
ромъ все буквы азбуки! Б,елая половина года потеряна для письма!
Все указанные недостатки въ постановке обучены грамоте мы
считаемъ прямымъ наследынъ дореформенной школы, когда лучшимъ
методомъ почитался тотъ, которымъ владелъ учитель; но въ настоящее
время методика обучены грамоте такъ детально разработана, что учи
телю грешно полагаться лишь на свой личный опытъ и уменье и
настойчиво отказываться отъ внимательнаго изучены и применены къ
делу того, что сделано другими...