Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  58 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 58 / 308 Next Page
Page Background

50

Буквослагательный методъ

обученш грамоте потому-то, преиму­

щественно, и признапъ непригоднымъ, что училъ лишь буквамъ и со-

четашямъ ихъ, вовсе забывая знакомить детей съ звуками, какъ со­

ставными элементами слова, ихъ выд'Ьлешемъ изъ словъ и сочетатемъ

въ слово. Главное преимущество

звукового

метода заключается именно

въ томъ, что ученики знакомятся прежде всего съ звуками, съ про­

цессами разделены словъ на звуки и слшнш звуковъ въ слова, а по-

томъ уже изучаютъ буквы, и звуковые процессы разделены и слыны

звуковъ применяются къ письму и чтенно. При звуковомъ методе,

стало быть, процессы письма (обозначены звуковъ слова буквами) и

чтены (воспроизведете и слыше звуковъ по буквамъ) основывается

на изучены звуковъ, на уменьи разлагать слова на звуки, сливать

звуки въ слова. Потому-то и считается крайне важнымъ основательно

поставить предварительный (до прохожденья буквъ) звуковыя упражне­

ния (выделены звуковъ, разложены словъ на звуки, слыны звуковъ

въ слова), основательно продолжать эти упражненш и во время про-

хождешя букваря— на каждую букву азбуки. Недочеты въ постановке

этихъ упражнений (до и во время прожденш букваря) крайне пони-

жаютъ успехи въ письме и чтенш, и разница между буквослагатель-

нымъ и звуковымъ методомъ становится малозначительною.

Это самое, къ сожаление, очень часто можно наблюдать на прак­

тике. Звуковыя упражненш

состоять

у иного практика-учителя только

въ выделены отдельныхъ звуковъ, къ чему присоединяется изредка и

упражнены въ разложены словъ— на слоги и звуки,— но и это нахо­

дить себе место лишь до изучешя буквъ; во время же прохождены

букваря звуковыя упражнены (выделены новыхъ звуковъ, разложены

словъ на звуки, слыны звуковъ

еъ

слова) и совсемъ забываются. Отъ

звукового метода остается лишь одно звуковое названы буквъ, безъ

упражнешй въ звуковыхъ процессахъ письма и чтены (разложете и

слыны), какъ это и было 2 5 — 30 летъ назадъ, на первыхъ шагахъ

устроены нашей школы. Недостатки въ постановке звуковыхъ упраж­

нены до и во время прохожденш букваря не только умаляютъ успехи

въ этотъ перыдъ обучены, но и въ последующа: механизмъ письма

и чтешя долго не дается учевикамъ, требуетъ отъ нихъ значительпыхъ

папряжешй не только въ первый, но и во второй годъ обучены, что

въ значительной мере отодвигаетъ на заднш планъ заботы о выра­

ботке навыковъ толковаго чтенш и нисьма, объ усвоены знанш, сильно

затрудняетъ и успехи въ правописаны.

Такимъ образомъ, въ интересахъ дела, необходимо правильно по-