50
Буквослагательный методъ
обученш грамоте потому-то, преиму
щественно, и признапъ непригоднымъ, что училъ лишь буквамъ и со-
четашямъ ихъ, вовсе забывая знакомить детей съ звуками, какъ со
ставными элементами слова, ихъ выд'Ьлешемъ изъ словъ и сочетатемъ
въ слово. Главное преимущество
звукового
метода заключается именно
въ томъ, что ученики знакомятся прежде всего съ звуками, съ про
цессами разделены словъ на звуки и слшнш звуковъ въ слова, а по-
томъ уже изучаютъ буквы, и звуковые процессы разделены и слыны
звуковъ применяются къ письму и чтенно. При звуковомъ методе,
стало быть, процессы письма (обозначены звуковъ слова буквами) и
чтены (воспроизведете и слыше звуковъ по буквамъ) основывается
на изучены звуковъ, на уменьи разлагать слова на звуки, сливать
звуки въ слова. Потому-то и считается крайне важнымъ основательно
поставить предварительный (до прохожденья буквъ) звуковыя упражне
ния (выделены звуковъ, разложены словъ на звуки, слыны звуковъ
въ слова), основательно продолжать эти упражненш и во время про-
хождешя букваря— на каждую букву азбуки. Недочеты въ постановке
этихъ упражнений (до и во время прожденш букваря) крайне пони-
жаютъ успехи въ письме и чтенш, и разница между буквослагатель-
нымъ и звуковымъ методомъ становится малозначительною.
Это самое, къ сожаление, очень часто можно наблюдать на прак
тике. Звуковыя упражненш
состоять
у иного практика-учителя только
въ выделены отдельныхъ звуковъ, къ чему присоединяется изредка и
упражнены въ разложены словъ— на слоги и звуки,— но и это нахо
дить себе место лишь до изучешя буквъ; во время же прохождены
букваря звуковыя упражнены (выделены новыхъ звуковъ, разложены
словъ на звуки, слыны звуковъ
еъ
слова) и совсемъ забываются. Отъ
звукового метода остается лишь одно звуковое названы буквъ, безъ
упражнешй въ звуковыхъ процессахъ письма и чтены (разложете и
слыны), какъ это и было 2 5 — 30 летъ назадъ, на первыхъ шагахъ
устроены нашей школы. Недостатки въ постановке звуковыхъ упраж
нены до и во время прохожденш букваря не только умаляютъ успехи
въ этотъ перыдъ обучены, но и въ последующа: механизмъ письма
и чтешя долго не дается учевикамъ, требуетъ отъ нихъ значительпыхъ
папряжешй не только въ первый, но и во второй годъ обучены, что
въ значительной мере отодвигаетъ на заднш планъ заботы о выра
ботке навыковъ толковаго чтенш и нисьма, объ усвоены знанш, сильно
затрудняетъ и успехи въ правописаны.
Такимъ образомъ, въ интересахъ дела, необходимо правильно по-