49
шя (письмоэлемептовъ, изъ которыхъ состоите буква; письмо самой
буквы; письмо подъ диктовку словъ на эту букву, списывашесловъ),—
этотъ способъ веденк дйла признается болйе правильнымъ, дающимъ
наилучппе успйхи: или же, —въ случай малоприготовленвости и мало-
опытности учителя, отделить совсймъ обучевк письму отъ обученк
чтее1я и вести каждое изъ эгихъ упражненк по особой сиетемй*).
Но и въ эгомъ послйднемъ случай учитель обязапъ тщательно про
работать вей положенный письменныя упражненк и озаботиться, чтобы
конецъ изученк письменной азбуки совпалъ съ кондомъ изученк пе
чатной, такъ чтобы со второй половины года можно было начать ло-
гичеекк и стилистическк упражненк совмЬстно съ чтенкмъ.
Замйчается и еще одно значительное и ничймъ неоправдываемое
отступлеше отъ требовашй метода совмйстнаго обученк письму и чте-
Hiro. Письменныя упражненк на каждую букву должны, естественно,
предшествовать упражненкмъ въ чтенк на ту же букву (прежде —
письменная буква и вей на нее упражненк, потомъ—печатная буква
и упражненк въ чтенк на эту букву), такъ какъ звуковойпроцессъ
письма легче такового же процесса въ чтенк, и, упражняясь въ писъ-
мй словъ, ученикъ неминуемо будетъ въ то же время упражняться,
безъ всякихъ затрудненш для себя, и въ чтенк написаннаго (чтенк
есть естественный результатъ письма). Между тймъ какъ па практпкй,
при совмйстномъ даже обучевк письму и чтенно, начинаютъ, нерйдко,
съ печатной буквы, а уже послй нея знакоыятъ и съ письменной;
такимъ образомъ, упражненк въ письмй не предшествуютъ чтенш,
а слйдуютъ за нимъ. Вслйдствк этого учитель, занимаясь какъ бы по
методу совмйстнаго обучешя чтенпо и письму, не пользуется происте
кающими изъ этого метода удобствамии рйшительно безъ всякой на
добности затрудняетъ и замедляетъ успйхъ въ обученк грамотй, осо
бенно же письма: изучивъ печатную букву, прочитавъ печатный слова,
учитель спйшно показываем письменную букву, не прорабатываете
вейхъ упражненк на эту букву и поспйшно переходите къ новой пе
чатной буквй. Письмо страдаетъ и здйсь, и неуспйшность занятш на
первой ступени въ сильнййшей мйрй отражается на вейхъ послйду-
ющихъ, лишая возможности поставить падлежащимъ образомъ упраж
ненк въ письменномъ изложенк мыслей.
Не менйе крупные недостатки наблюдаются и въ постаногкй зву-
ковыхъ упражненк до и во время прохождеек букваря.
*) Систему педенш разд’Ьльнвхъ занятой письма и чтешя см. въ руководств Д. II. Тихо
мирова—„Школа грамотности".