Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  57 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 57 / 308 Next Page
Page Background

49

шя (письмоэлемептовъ, изъ которыхъ состоите буква; письмо самой

буквы; письмо подъ диктовку словъ на эту букву, списывашесловъ),—

этотъ способъ веденк дйла признается болйе правильнымъ, дающимъ

наилучппе успйхи: или же, —въ случай малоприготовленвости и мало-

опытности учителя, отделить совсймъ обучевк письму отъ обученк

чтее1я и вести каждое изъ эгихъ упражненк по особой сиетемй*).

Но и въ эгомъ послйднемъ случай учитель обязапъ тщательно про­

работать вей положенный письменныя упражненк и озаботиться, чтобы

конецъ изученк письменной азбуки совпалъ съ кондомъ изученк пе­

чатной, такъ чтобы со второй половины года можно было начать ло-

гичеекк и стилистическк упражненк совмЬстно съ чтенкмъ.

Замйчается и еще одно значительное и ничймъ неоправдываемое

отступлеше отъ требовашй метода совмйстнаго обученк письму и чте-

Hiro. Письменныя упражненк на каждую букву должны, естественно,

предшествовать упражненкмъ въ чтенк на ту же букву (прежде —

письменная буква и вей на нее упражненк, потомъ—печатная буква

и упражненк въ чтенк на эту букву), такъ какъ звуковойпроцессъ

письма легче такового же процесса въ чтенк, и, упражняясь въ писъ-

мй словъ, ученикъ неминуемо будетъ въ то же время упражняться,

безъ всякихъ затрудненш для себя, и въ чтенк написаннаго (чтенк

есть естественный результатъ письма). Между тймъ какъ па практпкй,

при совмйстномъ даже обучевк письму и чтенно, начинаютъ, нерйдко,

съ печатной буквы, а уже послй нея знакоыятъ и съ письменной;

такимъ образомъ, упражненк въ письмй не предшествуютъ чтенш,

а слйдуютъ за нимъ. Вслйдствк этого учитель, занимаясь какъ бы по

методу совмйстнаго обучешя чтенпо и письму, не пользуется происте­

кающими изъ этого метода удобствамии рйшительно безъ всякой на­

добности затрудняетъ и замедляетъ успйхъ въ обученк грамотй, осо­

бенно же письма: изучивъ печатную букву, прочитавъ печатный слова,

учитель спйшно показываем письменную букву, не прорабатываете

вейхъ упражненк на эту букву и поспйшно переходите къ новой пе­

чатной буквй. Письмо страдаетъ и здйсь, и неуспйшность занятш на

первой ступени въ сильнййшей мйрй отражается на вейхъ послйду-

ющихъ, лишая возможности поставить падлежащимъ образомъ упраж­

ненк въ письменномъ изложенк мыслей.

Не менйе крупные недостатки наблюдаются и въ постаногкй зву-

ковыхъ упражненк до и во время прохождеек букваря.

*) Систему педенш разд’Ьльнвхъ занятой письма и чтешя см. въ руководств Д. II. Тихо­

мирова—„Школа грамотности".