47
О постановивпервоначальна™ обучент грамогЬ.
Обученш грамоте ведется во всЬхъ земскихъ школ.хъ по звуко
вому методу, но въ практической постановке занятш по этому пред
мету замечаются у иныхъ преподавателей некоторые недочеты, умаля-
юшде успехи дела не только на первыхъ, но и на последующих!,
шагахъ школьнаго учета*).
Звуковой методъ имеетъ свои разновидности, кои зависать, глав-
ньшъ образомъ, отъ того или иного огногаенш занятш чтеншмъ къ
занятшмъ письмомъ: а) методъ письма-чтенш, где письмо (на первой)
по крайней мере, ступени) предпосылается чтенпо; б) методъ совмест
на™ обученш письму и чтенш, где письмо и чтенш идутъ съ перваго
шага и до конца рука объ руку, и дЬти совместно упражняются въ
письме и чтенш на каждую букву алфавита; в) раздельное обученш
чтенш и письму, где одни и другш занятья ведутся отъ начала и
до конца самостоятельно и независимо другъ отъ друга.
Не входя въ подробную оценку каждой изъ названныхъ разно
видностей, заметимъ лишь, что совершенно правильный, по своему су
ществу, методъ письма-чтенш (письмо на первой ступени предпосы
лается чтенш, и первые опыты чтенш дети делаютъ на чтеши ими
же написавныхъ словъ), преувеличенно оценивая трудность для начи-
нающихъ детей въ изученш разомъ двухъ знаковъ (письменной и пе
чатной буквы) для одного и того же звука, значительно замедляетъ
первые шаги обученш; методъ раздельна™ обученш чтенш и письму,
представляясь несовершенпымъ по существу, является более удобнымъ
для мало-подготовленнаго и малоопытна™ учителя**); методъ совмест
на™ обученш письму и чтенш пользуется наибольшимъ распростра-
веш'емъ въ нашихъ школахъ, хотя и нужно заметить, что въ практи
ческой постановке этого метода и замечается много несовершенствъ.
Кроме разновидностей въ разработке и въ примененш звукового
метода, въ руководствахъ по этому предмету, естественно, есть не
мало различш и въ частныхъ пршмахъ обученш.
Но не различш въ разиоЕидностяхъ звукового метода, не различья
въ техъ или другихъ пршмахъ, рекомендуемыхъ руководствами, мы
назнваемъ недочетами и погрешностями, а те неоправдываемыя суще-
*) Подробное издожете хода занятш при обученш грамот'Ь сш. въ книгахъ Д. II. Тихо
мирова: „ТСакъ учить письму и чтенш на первой ступени11; „Чему и вакъ учить на урокахъ
родного языка11; „Оиытъ нлана и конспекта элеыентарныхъ занятш но русскому языку1.
**) ЗамЬтимъ при этомъ, что по этому методу у насъ н'Ьтъ почти руководствъ, иди же
они вовсе не распространены въ нашихъ школахъ.