Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  55 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 55 / 308 Next Page
Page Background

47

О постановивпервоначальна™ обучент грамогЬ.

Обученш грамоте ведется во всЬхъ земскихъ школ.хъ по звуко­

вому методу, но въ практической постановке занятш по этому пред­

мету замечаются у иныхъ преподавателей некоторые недочеты, умаля-

юшде успехи дела не только на первыхъ, но и на последующих!,

шагахъ школьнаго учета*).

Звуковой методъ имеетъ свои разновидности, кои зависать, глав-

ньшъ образомъ, отъ того или иного огногаенш занятш чтеншмъ къ

занятшмъ письмомъ: а) методъ письма-чтенш, где письмо (на первой)

по крайней мере, ступени) предпосылается чтенпо; б) методъ совмест­

на™ обученш письму и чтенш, где письмо и чтенш идутъ съ перваго

шага и до конца рука объ руку, и дЬти совместно упражняются въ

письме и чтенш на каждую букву алфавита; в) раздельное обученш

чтенш и письму, где одни и другш занятья ведутся отъ начала и

до конца самостоятельно и независимо другъ отъ друга.

Не входя въ подробную оценку каждой изъ названныхъ разно­

видностей, заметимъ лишь, что совершенно правильный, по своему су­

ществу, методъ письма-чтенш (письмо на первой ступени предпосы­

лается чтенш, и первые опыты чтенш дети делаютъ на чтеши ими

же написавныхъ словъ), преувеличенно оценивая трудность для начи-

нающихъ детей въ изученш разомъ двухъ знаковъ (письменной и пе­

чатной буквы) для одного и того же звука, значительно замедляетъ

первые шаги обученш; методъ раздельна™ обученш чтенш и письму,

представляясь несовершенпымъ по существу, является более удобнымъ

для мало-подготовленнаго и малоопытна™ учителя**); методъ совмест­

на™ обученш письму и чтенш пользуется наибольшимъ распростра-

веш'емъ въ нашихъ школахъ, хотя и нужно заметить, что въ практи­

ческой постановке этого метода и замечается много несовершенствъ.

Кроме разновидностей въ разработке и въ примененш звукового

метода, въ руководствахъ по этому предмету, естественно, есть не

мало различш и въ частныхъ пршмахъ обученш.

Но не различш въ разиоЕидностяхъ звукового метода, не различья

въ техъ или другихъ пршмахъ, рекомендуемыхъ руководствами, мы

назнваемъ недочетами и погрешностями, а те неоправдываемыя суще-

*) Подробное издожете хода занятш при обученш грамот'Ь сш. въ книгахъ Д. II. Тихо­

мирова: „ТСакъ учить письму и чтенш на первой ступени11; „Чему и вакъ учить на урокахъ

родного языка11; „Оиытъ нлана и конспекта элеыентарныхъ занятш но русскому языку1.

**) ЗамЬтимъ при этомъ, что по этому методу у насъ н'Ьтъ почти руководствъ, иди же

они вовсе не распространены въ нашихъ школахъ.