Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  53 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 53 / 308 Next Page
Page Background

45

Вещественный разборъ состоялъ въ былое время въ томъ, что

учитель почиталъ необходимымъ

вести бесгьду по поводу каждого слова

въ прочитаниомъ текстгь

(фраза или статья), объясняя его реальное

значенье—по возможности во всей его полноте. Понятно, говорил! въ

свое время баронъ Корфъ, что чгЬмъ болЬе развиты и болЬе знаютъ

ученики, тЬмъ беседы эти становятся более обширными и содержи-

тельными, гЪмъ менее придется прочитать съ учениками текста избран­

ной статьи: иногда достаточно будетъ для часового урока двухъ-трехъ

строчекъ.

Такимъ образомъ, „вещественный разборъ" им'Ьлъ целью дать

ученикамъ возможно полныя представлена, связываемыя съ каждымъ

отдЬльнымъ словомъ, сообщить имъ по поводу того или другого слова

возможно больше сведений. Возьмемъ для примера прочитанную изъ

статьи фразу: „

Лгьтомъ на утренней заргъ на листъяхъ деревъевъ,

па цвптахъ и на травгь, кат алмазы, блестятъ капельки росы'1

Вотъ образчикъ вещественнаго разбора

по поводу

отдельных! словъ

этой фразы:

„JT

bto

":

что это? к а т я еще времена года? чЬмъ отли­

чается это время года отъ всЬхъ других!? и проч. —

„Утренняя заря":

когда бываетъ? какая еще бываетъ заря? описаше зари? отъ чего заря

происходитъ? и проч. —„Листья деревьевъ": что это? цвета и форма

листьевъ? к а т я еще части у дерева? зачЬмъ дереву листья? назначите

другихъ частей? и проч. —

„Цвгьты":

что это? каше цветы знаете?

ихъ окраска? отличш дерева отъ цвЬтовъ? друпя части растешя? зна­

чите двЬтка для растетя? и т. д. —

„Трава":

что это? где растетъ?

для чего служить? и проч. —

„Алмазы":

что это? каше это камни?

почему дорого ценятся? для чего служатъ? к а т е еще драгоценные

камни бываютъ? и т. д.

Ученикъ дореформенной школы не соединялъ съ прочитанными

словами никакихъ представленш и понятш, путемъ чте тя онъ не прЬ

обрЬталъ никакихъ знанш, —и

вещественный разборъ

им'Ьлъ цЬлш

восполнить эти недостатки. - Сообщать учевику знанш, конечно, необ­

ходимо. по въ извЬстной последовательности и системе, въ определен­

ном! заранее объеме, но известной программе, а не случайно, по

поводу встретившегося слова, где учитель пускается въ плаваше, такъ

сказать, „безъ руля и в'Ьтрилъ". Усвоенш детьми сведены находится,

несомненно, въ тесной связи съ чтешемъ статей, но каждая статья

имЬетъ свое определенное содержите, которое прежде всего и должно

быть выяснено, вполне исчерпано и надлежащим! образомъ усвоено

читателем!. Широкая же попутныя объясненш лишь отклоняют! чита­

теля далеко въ сторону отъ читаемаго текста, вместо логически связ-