43
мается эго не рГдко и теперь преподавателями, мало знакомыми съ
современнымъ состоявший педагогической мысли.
„Наглядное обучете
“ понимаемо было какъ отдельный, самостоя
тельный предмета школьнаго учешя, начинающейся съ первыхъ шаговъ
классныхъ занятш (классная комната и ея принадлежности, домашняя
обстановка и проч.), переходящш потомъ въ наглядное ознакомлена
и изученш предметовъ и явленш природы, родинов,Ьд,йн1е, отчизно-
в4дГнш. Въ значительной мГрГ распространены были и такъ называе
мый „вступительный беседы“ съ д'Ьтьми-новичками (предметы классной
обстановки и проч., части человГческаго т’йла, органы чувствъ и проч.),
„предметный беседы", вещественный (при чтеши) разборъ. Все это въ
настоящее время должно быть признано добрыми начинаниями прошлаго.
Предметы, входяшде въ программу нагляднаго обученш, вошли
теперь въ программу класснаго чтешя на урокахъ родного языка, и
программа эта въ значительной степени восполнена еще и другимъ
необходимыми содержавший, приведена въ обнцй стройный порядокъ.
Чтете въ томъ вид'Ь, какъ оно понимается теперь, дастъ и желатель
ный реальныя познатя, доведетъ ученика до усвоешя понятий, мыслей,
возможно всесторонне разовьетъ его способности, наблюдательность,
отвлечете, обобщете, даръ слова, способность къ саморазвптш въ
будущемъ, в проч., и проч. Чтеше включаетъ въ программу своихъ
занятШ п беседы—до чтенш статьи (чтобъ припомнить все то, что
необходимо для надлежащаго разум’Ьнш статьи), и послгЬ чтешя (связь,
объединение, обобгценш воспринятаго путемъ чтешя материиза). Такъ
называемое наглядное обученш но своему содержаний легло въ основу
класснаго чтешя, а принципъ наглядности стали обязательными для
каждаго изъ предметовъ школьнаго учении
Необходимость отд’Ьльныхъ бес'&дъ о предметахъ и явлешяхъ при
роды, бесЬдъ подготовительныхъ и дополнительныхъ къ чтенью оправ
дывается часто и теперь недостатками принятой въ школ’Ь книги для
чтешя—въ ея программ^, въ порядка и изложеши статей и проч. При
этихъ условшхъ, при невозможности заменить неудовлетворительное
noco6ie лучшими—необходимо, конечно, признать важность и значенш
отдГльныхъ отъ чтешя бесЬдъ.
Не находятъ себгЬ надлежащаго оправдашя и продолжительный
„вступительныя беседы", потеряли всякш смысли и значенш „веще
ственный разборъ" и т. п.
Главною ц’Ьльго такъ называемыхъ „вступительныхъ бесЬдъ" ста
вилось—черезъ бесГды учителя о школьной обстановка и проч., дать