42
Проведши въ жизнь школьнаго учены принципа
наглядности
даетъ богатые въ образовательномъ отношены результаты. У ч е т е ста
новится для ученика доступнымъ, посильнымъ, усвоены—сознательньшъ,
прочнымъ, развиты духовныхъ способностей—правильнымъ и естествен
ными Правильно возбуждая къ деятельности духовный силы, давая имъ
натуральное (согласное съ ихъ природой) направлете, мы тЬмъ самымъ
даемъ естественное удовлетворите присущимъ человеку потребностямъ
въ духовной деятельности такъ же, какъ удовлетворяемъ потребности
тела, предлагая здоровую, соответствующую возрасту пищу. Ученикъ
при этомъ несомненно будетъ переживать и известное напряжете, но
это напряжете приведетъ къ искомымъ результатам^ создастъ успехъ,
который радуетъ человека, окрыляетъ его къ дальнейшей деятельности,
которая естественно можетъ перейти въ самодеятельность, въ само-
развит1е.
Правильно, въ указаеномъ смысле, поставленное учете создастъ
въ ученике здоровый
интересъ,
принесетъ высшее удовольствы, доброе
самочувствы, воспитаетъ охоту, любовь, обратится потомъ въ потреб
ность, въ привычку. Безъ интереса со стороны къ учетю, безъ охоты
къ нему, безъ желаны и непринужденно направленной воли—нельзя
ни образовать ума, ни воспитать сердца: противъ желаны и воли, безъ
свободнаго участы и самодеятельности нельзя сделать человека ни
умнымъ, ни добрымъ; можно развивать въ человеке лишь то, что въ
немъ есть, при непременномъ условш его самодеятельности. Есть гру
бая, но правдивая русская пословица: „голова ни бочка, ее не нальешь,
да не заткнешь гвоздемъ". Если бы и можно было
насильно
учить и
воспитывать ребенка въ школе, противъ его желатя и воли, путемъ
принуждены, наказаны, еаградъ и проч., то кто же принудитъ его къ
самоученш, къ самовоспитание въ будущемъ? А безъ этого продолжены
какую цену само по себе имеетъ школьное учете и воспитаны?
Такимъ образомъ,
наглядность,
понимаемая въ широкомъ значенш
этого слова, есть необходимая и важная основа школьнаго учены, какъ
исходный пунктъ для приведены ученика къ общему и отвлеченному —
къ воспрытно поняты, мыслей, идей,—необходимое и важное условы
для плодотворнаго образованы его въ школе, для воспитаны въ немъ
стремлены, привычекъ къ самодеятельности въ будущемъ. Наглядность
въ обучены—не есть самодовлЬющы предметъ школьнаго учены, это
непременная основа для каждаго школьнаго предмета на первой сту
пени его преподавашя.
Не такъ понималось это въ недавнемь прогаюмъ, не такъ пони-