Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  48 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 48 / 308 Next Page
Page Background

40

ное направлен^. Наглядность въ вачальномъ обученЁи — не конечная

Д'Ьль, а лишь средство, исходная точка отправлены на пути въ отвле­

ченному; развиты въ ребенкй способности въ отвлеченному мышлент,

способности воспринимать и въ надлежащей полности усваивать отвле-

ченныя

попятёя

,

разумное усвоен1е ряда такихъ

понятёй

и мыслей -•

вотъ это одна изъ конечвыхъ задачъ школьнаго ученЁя.

Наглядность въ первоначальномъ обученЁи есть непременное усло-

Bie въ передач^ знанЁй по каждому изъ швольныхъ предметовъ препо-

даванЁя, и должна быть понимаема не въ узкомъ смыслй

показыватя

ребенку только тйхъ или другихъ натуральныхъ предметовъ, или ихъ

моделей, или изображены, картинъ и проч., и это важно, и часто

необходимо въ первоначальномъ обучены, — но это далеко не все: обу­

чены наглядно и въ томъ случай, когда учитель, желая довести уче­

ника до извйстиаго отвлеченнаго поняты, исходить изъ хорошо извйст-

ныхъ ученику образовъ и реальныхъ представлены, изъ пережитыхъ

имъ реальныхъ опытовъ, чувствованШ и нроч. и тймъ самымъ уета-

навливаетъ прежде всего реальную основу, чтобы создать изъ этихъ

элементовъ болЬе или менйе отвлеченный поняты.

Н

изшёя

отвлечен­

ный поняты и мысли послужатъ для составлены изъ нихъ поняты

болйе высшихъ, а эти въ свою очередь дадутъ натерЁалъ для новыхъ

и новыхъ высшихъ

понятёй

,

и т. д., и т. д , и во всйхъ этихъ слу-

чаяхъ — преподаваны по праву должно быть признано нагляднымъ.

Преподаватель Закона Б

ожёя

пользуется картинами для лучшаго

усвоены дйтьми событЁй изъ священный исторЁи, для объясненЁя пред­

метовъ и обрядовъ богослужены; для этой последней цйли онъ ведетъ

ихъ въ храмъ и руководить ихъ наблюдеными, — все это полезно и

необходимо, но это далеко не все. Желая выяснить то или другое

нравственное поняты, онъ прибйгаетъ не къ картинамъ только и къ

дййствымъ, непосредственно совершающимся передъ глазами, онъ обра­

щается къ памяти и воображенш ученика, возбуждаетъ ихъ припомнить

и представить известные реальные факты, дййствы, событы, чувство-

ваны, и на этой основй вырабатываетъ соответствующее поняты. Мате-

рЁаломъ для выработки

понятёй

могутъ потомъ послужить и усвоенные

ученикомъ разсказы изъ св. исторЁи: заставивъ припомнить и повто­

рить разсказы, рисующЁе отношенЁе родителей къ дйтямъ и дйтей къ

родителямъ, учитель на этой основе можетъ выработать

понятёя

о по-

печенЁи и любви родителей къ дйтямъ, объ обязанностяхъ детей и

проч ; евангельскЁе разсказы (притчи и друг.), где проявляется жалость,

состраданЁе, милосердЁе Господа къ людямъ и человека къ человеку.