40
ное направлен^. Наглядность въ вачальномъ обученЁи — не конечная
Д'Ьль, а лишь средство, исходная точка отправлены на пути въ отвле
ченному; развиты въ ребенкй способности въ отвлеченному мышлент,
способности воспринимать и въ надлежащей полности усваивать отвле-
ченныя
попятёя
,
разумное усвоен1е ряда такихъ
понятёй
и мыслей -•
вотъ это одна изъ конечвыхъ задачъ школьнаго ученЁя.
Наглядность въ первоначальномъ обученЁи есть непременное усло-
Bie въ передач^ знанЁй по каждому изъ швольныхъ предметовъ препо-
даванЁя, и должна быть понимаема не въ узкомъ смыслй
показыватя
ребенку только тйхъ или другихъ натуральныхъ предметовъ, или ихъ
моделей, или изображены, картинъ и проч., и это важно, и часто
необходимо въ первоначальномъ обучены, — но это далеко не все: обу
чены наглядно и въ томъ случай, когда учитель, желая довести уче
ника до извйстиаго отвлеченнаго поняты, исходить изъ хорошо извйст-
ныхъ ученику образовъ и реальныхъ представлены, изъ пережитыхъ
имъ реальныхъ опытовъ, чувствованШ и нроч. и тймъ самымъ уета-
навливаетъ прежде всего реальную основу, чтобы создать изъ этихъ
элементовъ болЬе или менйе отвлеченный поняты.
Н
изшёя
отвлечен
ный поняты и мысли послужатъ для составлены изъ нихъ поняты
болйе высшихъ, а эти въ свою очередь дадутъ натерЁалъ для новыхъ
и новыхъ высшихъ
понятёй
,
и т. д., и т. д , и во всйхъ этихъ слу-
чаяхъ — преподаваны по праву должно быть признано нагляднымъ.
Преподаватель Закона Б
ожёя
пользуется картинами для лучшаго
усвоены дйтьми событЁй изъ священный исторЁи, для объясненЁя пред
метовъ и обрядовъ богослужены; для этой последней цйли онъ ведетъ
ихъ въ храмъ и руководить ихъ наблюдеными, — все это полезно и
необходимо, но это далеко не все. Желая выяснить то или другое
нравственное поняты, онъ прибйгаетъ не къ картинамъ только и къ
дййствымъ, непосредственно совершающимся передъ глазами, онъ обра
щается къ памяти и воображенш ученика, возбуждаетъ ихъ припомнить
и представить известные реальные факты, дййствы, событы, чувство-
ваны, и на этой основй вырабатываетъ соответствующее поняты. Мате-
рЁаломъ для выработки
понятёй
могутъ потомъ послужить и усвоенные
ученикомъ разсказы изъ св. исторЁи: заставивъ припомнить и повто
рить разсказы, рисующЁе отношенЁе родителей къ дйтямъ и дйтей къ
родителямъ, учитель на этой основе можетъ выработать
понятёя
о по-
печенЁи и любви родителей къ дйтямъ, объ обязанностяхъ детей и
проч ; евангельскЁе разсказы (притчи и друг.), где проявляется жалость,
состраданЁе, милосердЁе Господа къ людямъ и человека къ человеку.