Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  49 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 49 / 308 Next Page
Page Background

41

послужатъ наглядной основой для выработки отвлеченныхъ яоня'пй объ

обязанностяхъ каждаго человека по отношен1ю къ другому человеку.

И Велпк1й Сердцевйдъ-Учитель такъ именно и возводилъ своихъ слу­

шателей къ разумйнш величайшихъ отвлеченныхъ мыслей, —къ позна-

шю тайнъ Царствчя Бож1я: вамъ (ближайшимъ ученикамъ, много уже

слышавшимъ отъ Него) дано знать тайны Царствш Бож1я, а имъ

(малопосвящеенымъ) —въ притчахъ Для выяснешя высокихъ истинъ Онъ

прпводилъ наглядные примеры, сравнена, сопоставлен1я съ хорошо

известными слушателямъ реальными предметами: птицы, полевая лил1я,

горчичное зерно, смоковница, сйятель, зерно, почва, и проч., и проч.

Только этимъ путеыъ и можно привести малоподготовленнаго слуша­

теля къ познанш отвлеченныхъ истинъ.

Точно то же и во всйхъ другихъ предметахъ школьнаго учешя.

Въ ариометикй наставникъ учитъ дйтей счету прежде всего на пред­

метахъ наглядныхъ; изъ этихъ опытовъ и наблюдешй онъ исходить

для выяснен1я понятш о десяткахъ, сотняхъ, тысячахъ, о нумеращи,

о дййствшхъ надъ числами и проч. Учитель грамоты начинаетъ съ

наглядныхъ

опытовъ разложенья хорошо знакомой рйчи на слова, про-

стййшаго слова на слоги и звуки и т. д , и, такимъ образомъ, на раз­

ложена словъ на звуки и слчянш зЕуковъ въ слова учитъ процессамъ

письма и чтешя, Учитель грамматики начинаетъ съ

наглядныхъ

наблю-

денш надъ живою рйчыо и доводить отсюда до уразумйнщ отвлечен*

ныхъ грамматическихъ п о н я т ь Чтобы дать то или другое понятш изъ

области природы, мы останавливаемъ внимаше дйтей на входящихъ въ

это понячче представлев1яхъ (или низгаих ь понят1яхъ), отвлекаемъ нужные

намъ признаки, обобщаемъ ихъ и приводимъ дйтей къ понят1ю. Про-

читавъ рядъ однородныхъ разсказовъ, мы обобщаемъ ихъ содержант

въ общее понячче, въ общую мысль, приближаемъ къ идей. Рядъ исто-

рическихъ разсказовъ даетъ основан1е для составлена историческаго

понят1я, исторической мысли. То же самое и въ области чувствованш и

во всякой другой области человеческой мысли, человйческаго чувства:

къ общему, отвлеченому, къ высшему—мы можемъ притти лишь отъ

частнаго, нагляднаго, низшаго. Предлагая ученику прямо общее и отвле­

ченное, не обоснованное на частномъ и наглядномъ, мы тймъ самымъ

ставимъ ученика въ невозможность воспринять и усвоить предлагаемое,

мы можемъ лишь въ этомъ случай заставить, принудить ученика взять

памятью, затвердить, но не понятш и мысли, но ихъ формулы—слова;

но такое неестественное, насильственное учете не возбудить въ уче-

никй интереса, сочувствш, влечешя къ нему, оно будетъ при томъ яге

совершенно безплоднымъ дчя духовнаго р а з в и т ученика.