41
послужатъ наглядной основой для выработки отвлеченныхъ яоня'пй объ
обязанностяхъ каждаго человека по отношен1ю къ другому человеку.
И Велпк1й Сердцевйдъ-Учитель такъ именно и возводилъ своихъ слу
шателей къ разумйнш величайшихъ отвлеченныхъ мыслей, —къ позна-
шю тайнъ Царствчя Бож1я: вамъ (ближайшимъ ученикамъ, много уже
слышавшимъ отъ Него) дано знать тайны Царствш Бож1я, а имъ
(малопосвящеенымъ) —въ притчахъ Для выяснешя высокихъ истинъ Онъ
прпводилъ наглядные примеры, сравнена, сопоставлен1я съ хорошо
известными слушателямъ реальными предметами: птицы, полевая лил1я,
горчичное зерно, смоковница, сйятель, зерно, почва, и проч., и проч.
Только этимъ путеыъ и можно привести малоподготовленнаго слуша
теля къ познанш отвлеченныхъ истинъ.
Точно то же и во всйхъ другихъ предметахъ школьнаго учешя.
Въ ариометикй наставникъ учитъ дйтей счету прежде всего на пред
метахъ наглядныхъ; изъ этихъ опытовъ и наблюдешй онъ исходить
для выяснен1я понятш о десяткахъ, сотняхъ, тысячахъ, о нумеращи,
о дййствшхъ надъ числами и проч. Учитель грамоты начинаетъ съ
наглядныхъ
опытовъ разложенья хорошо знакомой рйчи на слова, про-
стййшаго слова на слоги и звуки и т. д , и, такимъ образомъ, на раз
ложена словъ на звуки и слчянш зЕуковъ въ слова учитъ процессамъ
письма и чтешя, Учитель грамматики начинаетъ съ
наглядныхъ
наблю-
денш надъ живою рйчыо и доводить отсюда до уразумйнщ отвлечен*
ныхъ грамматическихъ п о н я т ь Чтобы дать то или другое понятш изъ
области природы, мы останавливаемъ внимаше дйтей на входящихъ въ
это понячче представлев1яхъ (или низгаих ь понят1яхъ), отвлекаемъ нужные
намъ признаки, обобщаемъ ихъ и приводимъ дйтей къ понят1ю. Про-
читавъ рядъ однородныхъ разсказовъ, мы обобщаемъ ихъ содержант
въ общее понячче, въ общую мысль, приближаемъ къ идей. Рядъ исто-
рическихъ разсказовъ даетъ основан1е для составлена историческаго
понят1я, исторической мысли. То же самое и въ области чувствованш и
во всякой другой области человеческой мысли, человйческаго чувства:
къ общему, отвлеченому, къ высшему—мы можемъ притти лишь отъ
частнаго, нагляднаго, низшаго. Предлагая ученику прямо общее и отвле
ченное, не обоснованное на частномъ и наглядномъ, мы тймъ самымъ
ставимъ ученика въ невозможность воспринять и усвоить предлагаемое,
мы можемъ лишь въ этомъ случай заставить, принудить ученика взять
памятью, затвердить, но не понятш и мысли, но ихъ формулы—слова;
но такое неестественное, насильственное учете не возбудить въ уче-
никй интереса, сочувствш, влечешя къ нему, оно будетъ при томъ яге
совершенно безплоднымъ дчя духовнаго р а з в и т ученика.