38
собою, что такой взглядъ на дело, предоставляя учителю действовать
во всемъ по своему усмотр'Ьнш, совсЬмъ не обусловливаетъ правильной
постановки преподавашя, избавляет! учителя отъ необходимости тща
тельно изучать свое дело, пользуясь опытами другихъ, неминуемо об-
рекаетъ учителя на полный застой въ своемъ д'ЬлЬ. на полное равно-
дунйе ко всякой новой мысли, ко всякому усовершенствованно, —здесь
смерть всему жизненному, что есть и должно быть въ живомъ деле
учешя...
Что мы сказали бы про врача, про строителя, про агронома и
другихъ работниковъ, практическая деятельность которыхъ должна осно
вываться на точныхъ знашяхъ, на основательномъ, всестороннемъ изу
чена своего дела, если бы они приняли себе въ руководство изложенный
взглядъ и принцишалъно оправдывали бы свое полное незнаше?
Что мы скажемъ про учителя, который лучше всего владеетъ сле
дующими методами преподавашя: буквослагательный методъ въ обучевш
грамоте; изучеше цыфири и механическое заучиваше ариеметическихъ
дгЬйств!й; задаваше уроковъ по всемъ предметам! для зазубривашя —
отселе и доселе; задаваше уроковъ безъ всякихъ съ своей стороны
поясневш, выспрашиваше ихъ, наказаше „ленивыхъ и нерадивыхъ";
механическое чтеше съ механическим! же пересказомъ прочитаннаго,
и проч. т. п. Что мы скажемъ о такомъ „знатоке своего дела, если
онъ намъ объяснитъ въ свое оправдаше, что въ превосходстве этихъ
методовъ
онъ убедился своимъ долголетнимъ опытомъ, почему и пред-
почитаетъ эти методы всемъ другимъ и желалъ бы, чтобы не насило
вали его вола въ хорошо известномъ ему деле? —Во всякомъ случае,
своихъ
детей мы не отдали бы
въ науку
такому учителю...
Методъ и пршмы преподавашя не дело личнаго вкуса и усмо
т р е л а учителя. Школа и дети существуютъ не для удобствъ учителя,
а самъ онъ призванъ работать на пользу учениковъ, для наилучшаго
и совершеннейшаго духовнаго ихъ развитш. Поэтому достоинства ме
тода и пршмовъ обученш оцениваются не съ точки зрешя удобствъ
учителя, а съ точки зревъя духовныхъ интересовъ учащихся.
При выработке метода и пршмовъ школьнаго учешя, а равно и
при оценке ихъ, мы должны принять въ соображеше: а) природу,
(сущность содержашя, свойство, особенности) даннаго предмета учешя,
и б) духовную природу ученика,—и соответственно этимъ основным!
условшмъ установить или оценить методъ учешя. Надо определить,
что именно въ предмете составляет! главное и существенное въ обра
зовательном! отношенш, что доступно ученику и что вовсе недоступно,