39
—
что требуетъ известной подготовки и какой именно, въ какой строгой
последовательности необходимо нужно расположить учебный матерылъ,
какы требуются уиражнены по свойствупредмета для лучшаго пол-
наго его усвоены и проч. и проч.; какой духовный процессъ пережи-
ваетъ ученикъ при томъ или иномъ воспрыты и какъ направить это
воспрыты, чтобы оно было естественным!., доступнымъ, посильнымъ
и перешло бы иотомъ въ прочное пршбретеше; какими путями разви
ваются и совершенствуются духовныя способности ученика, какъ обра
зуются прочныя привычка и навыки, и какъ правильнее всего поста
вить учены въ надлежащее соотвйтствы всему этому, и проч., и проч.
Изучены предметовъ учены и духовной природы ученика и приведетъ
учителя къ определенш наилучшаго методапреподаваны, къ дальней
шему усовершенствован^ его. Видоизменяются съ течешемъ времени,
расширяются и умножаются предметы учены, расширяется и обога
щается наша область познаны духовной природы ученика, растетъ и
развивается педагогическая мысль, и нетъ конца въ усовершенствова
ны учебныхъ методовъи прымовъ преподаваны.
Такимъ образомъ, наилучшимъ нужно признать тотъ методъ уче
ны, при которомъ ученикъ легче, лучше и прочнее воспринимаетъ
образовательное содеряганы предмета, при которомъ онъ скорее, вер
нее и больше совершенствуетъ свои духовныя силы и дальше уходить
въ своемъразвиты, при которомъ онъ усваиваетъ навыки и привычки,
охоту и любовь, уменье и стремлены къ дальнейшему духовному росту
и самообразованш.
Если этихъ наилучшихъ методовъ учитель не знаетъ, то онъ
нравственно обязанъ ихъ изучить и научиться наилучшимъ образомъ
пользоваться ими при обучевы детей.
Наглядность въ
обученш.
Одно изъ важнейшихъ условий правильной постановки школьнаго
учены—наглядность обучены: переходъ отъ нагляднаго къ отвлечен
ному—это одно изъ основныхъ дидактическихъ правилъ.
ЧеловЬкъ вообщеи ребенокъ въ частности мыслить на первой
ступени своего духовнаго развиты
реально
—образами, красками, фор
мами; человеку отъ природыприсуща способность къ отвлеченно, къ
отвлеченному мышленпо, по способность эту нужно въ ребенке про
будить, заботливо возрастить и дисциплинировать, дать ей естествен-