Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  45 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 45 / 308 Next Page
Page Background

37

низшей и средней, но трудами этими могла воспользоваться по преиму­

ществу начальная народная школа, отчасти семья, и средняя (обще­

образовательная тогда) военная школа (военныя гимназы и прогимназы).

Результатомъ этого необыкновенная до этого времени подъема педаго­

гической мысли и всеобщаго интереса къ д'Ьду было построение начальной

школы на новыхъ началахъ, усвоены начальными учителями и руково­

дителями нхъ основннхъ — общедидактическихъ правилъ школьная

обучены, всеобщее признаны важности правильныхъ методовъ препо-

давапы. Правда, и тогда раздавались голоса противъ всякпхъ вновшествъ“

въ д'йл'Ь учены и воспитаны (въ род'Ь следующая: „тысячу лгЬтъ

русски народъ учился но буквослагательному методу, —какъ же можно

бросить этотъ методъ!"), но они покрывались дружнымъ хоромъ нова-

торовъ школьная дгЬла и сочувствующей имъ лучшей части нашего

мыслящая общества.

Многое изъ того, что было сделано въ недавнемъ прошломъ, въ

настоящее время довольно основательно забыто, и теперь вновь прихо­

дится разъяснять то, что должно было бы быть общеизвЪстнымъ, пере­

живать давно пережитое. Это именно наблюдается теперь очень часто

и въ области методическихъ вопросовъ. Современный школьный учи­

тель очень нередко знакомь лишь съ гЬмъ только руководствомъ, но

которому онъ учить д4тей въ шко.тЬ, которое ему выслано изъ земской

управы и проч , и другихъ руководствъ онъ не знаетъ, потому что ихъ

н'Ьтъ у него подъ руками. Такой порядокъ вещей не позволяетъ ему

критически и сознательно относиться къ д'Ьлу постановки преподаваны,

оценивать достоинства и недостатки, избирать лучшее, совершенство­

ваться въ своемъ д-Ьл-Ь; неизб’Ьжнымъ послйдствымъ этого порядка вещей

является равнодушие къ своему дЪлу, рутина въ оршмахъ обучены,—

въ чемъ наименее всего отвйтстиенъ самъ преподаватель.

При сравнительной оц'Ьнк'Ь методовъ и пршмовъ преподаваны, въ

настоящее время не редкость слышать следующее (и не отъ учителя

только —практика, но и изъ другихъ устъ.. ): „тотъ методъ и пршмы

обучены нужно признать наилучшими, коими лучше всего влад'Ьетъ

учитель". На обращенный къ учителю вопросъ, —по какому методу вы

занимаетесь, въ томъ или другомъ предмет^ школьная учены, —можно

получить такой отвЪтъ: „я занимаюсь по методу Евтушевскаго и Голь-

денберга* (методы эти, зам4тимъ, совершенно различны межъ собою

на первой, по крайней мЬрЬ, ступени), или—„по методу Ушинская

и Корфа“ (тоже нЪтъ ничего общая), „но бол'Ье всего придерживаюсь

своего

метода, который я выработалъ на практик'!;". Понятно само