37
низшей и средней, но трудами этими могла воспользоваться по преиму
ществу начальная народная школа, отчасти семья, и средняя (обще
образовательная тогда) военная школа (военныя гимназы и прогимназы).
Результатомъ этого необыкновенная до этого времени подъема педаго
гической мысли и всеобщаго интереса къ д'Ьду было построение начальной
школы на новыхъ началахъ, усвоены начальными учителями и руково
дителями нхъ основннхъ — общедидактическихъ правилъ школьная
обучены, всеобщее признаны важности правильныхъ методовъ препо-
давапы. Правда, и тогда раздавались голоса противъ всякпхъ вновшествъ“
въ д'йл'Ь учены и воспитаны (въ род'Ь следующая: „тысячу лгЬтъ
русски народъ учился но буквослагательному методу, —какъ же можно
бросить этотъ методъ!"), но они покрывались дружнымъ хоромъ нова-
торовъ школьная дгЬла и сочувствующей имъ лучшей части нашего
мыслящая общества.
Многое изъ того, что было сделано въ недавнемъ прошломъ, въ
настоящее время довольно основательно забыто, и теперь вновь прихо
дится разъяснять то, что должно было бы быть общеизвЪстнымъ, пере
живать давно пережитое. Это именно наблюдается теперь очень часто
и въ области методическихъ вопросовъ. Современный школьный учи
тель очень нередко знакомь лишь съ гЬмъ только руководствомъ, но
которому онъ учить д4тей въ шко.тЬ, которое ему выслано изъ земской
управы и проч , и другихъ руководствъ онъ не знаетъ, потому что ихъ
н'Ьтъ у него подъ руками. Такой порядокъ вещей не позволяетъ ему
критически и сознательно относиться къ д'Ьлу постановки преподаваны,
оценивать достоинства и недостатки, избирать лучшее, совершенство
ваться въ своемъ д-Ьл-Ь; неизб’Ьжнымъ послйдствымъ этого порядка вещей
является равнодушие къ своему дЪлу, рутина въ оршмахъ обучены,—
въ чемъ наименее всего отвйтстиенъ самъ преподаватель.
При сравнительной оц'Ьнк'Ь методовъ и пршмовъ преподаваны, въ
настоящее время не редкость слышать следующее (и не отъ учителя
только —практика, но и изъ другихъ устъ.. ): „тотъ методъ и пршмы
обучены нужно признать наилучшими, коими лучше всего влад'Ьетъ
учитель". На обращенный къ учителю вопросъ, —по какому методу вы
занимаетесь, въ томъ или другомъ предмет^ школьная учены, —можно
получить такой отвЪтъ: „я занимаюсь по методу Евтушевскаго и Голь-
денберга* (методы эти, зам4тимъ, совершенно различны межъ собою
на первой, по крайней мЬрЬ, ступени), или—„по методу Ушинская
и Корфа“ (тоже нЪтъ ничего общая), „но бол'Ье всего придерживаюсь
своего
метода, который я выработалъ на практик'!;". Понятно само