35
роны содержашя долженъ быть поставленъ такъ, чтобы онъ, всесто
ронне, по возможности, развивая духовный силы ученика, представилъ
бы изъ себя более или ыее'Ье законченный кругъ основныхъ образова-
тельныхъ знанш и впечагл'Ьнш изъ 1”Ьхъ областей жизни, съ коими
ученикъ необходимо придетъ потомъ въ соприкосновеше. Говоря сло
вами Жуковскаго, эти основныя знашя и впечатлешя должны, въ
мгЬру силъ ученика, ответить въ общемъ на основные вопросы жизни:
гд’Ь я? что я? что я быть долженъ, и къ чему предназначевъ? Говоря
точнее, сообщаемыя ученику знанш и впечатлешя должны дать ему
доступное и необходимое— а) изъ жизни природы и б) изъ жизни лю
дей: посильное познана природы и отношенш къ ней человека; позна-
Hie человека въ его отношешяхъ къ самому себе, къ своей семье,
къ ближнему, къ обществу, къ государству, къ человечеству. При
возможности продолжать учете, эти первичныя знашя расширятся въ
науки, для усвоешя коихъ они и послужатъ прочнымъ основашемъ.
Такамъ образомъ, учить родному языку на первой ступени про
свещены— это значить учить не только словеснымъ формамъ, во и со
общить ученику образовательно-законченный кругъ образовъ, представ-
лешй, понятш мыслей,— кругъ образующихъ и воспитывающихъ знати
и впечатлГьпй.
ГлавнГйшимъ учебнымъ средствомъ для воспрштш знанш и впе-
чатленш служатъ статьи поиулярнонаучныя и произведены художе
ственной литературы, целесообразно подобранныя въ книге для классна-
го чтенья— соответственно условымъ постепеннаго усвоены знанш и
впечатленШ, а равно и формъ языка. Толковое чтеше избранныхъ статей
и тГсно связанвыя съ чтешемъ бесГды, подъ умелымъ руководствомъ
учителя, дадутъ, во-первыхъ, ученику необходимую на первой ступени
его просвещены сумму знанш и впечатлений, и разовыотъ, во-вторыхъ,
его мыслительный способности, упражняя его въ правильному точномъ,
полеомъ, логически последовательномъ
BOcnpiaTin читаемаго и въпрочномъ
его усвоеши. Классное чтеше и беседы подъ руководствомъ учителя, при
целесообразной ихъ постановке, постепенно, въ течете всего школь-
наго курса, должны выработать въ ученике уменье толково читать—
и безъ всякой посторонней помощи, другими словами— дадутъ ученику
орудш для дальнейшаго самообразовании
Такимъ образомъ, классное чтеше на урокахъ родного языка слу
жить средствомъ— для усвоешя формъ языка, для усвоешя определен-
наго курса знанш и впечатлений, для развиты разсудочныхъ способ
ностей, для усвоешя навыковъ читать толково безъ посторонней помощи.