Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  41 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 41 / 308 Next Page
Page Background

33

того типа (школа мастерская, школа, приготовляющая писцовъ, чте-

цовъ, пйвцовъ), не давъ ученику истиннаго просвйщешя, станетъ пре­

градой и для дальнййшаго его духовнаго роста,

Задачи и средства обучент родному языку").

Нужно ли учить русскаго русскому языку

?

Если нужно

,

то чему

же именно учить въ языкгь

?

Обучеше языку сводится не рйдко на практикй къ механическому

обученйо процессамъ чтения и письма, къ упражнешямъ въ правопи-

саши, къ сообщение кое-какихъ свйдйшй изъ грамматики.

Обучеше

4 T ea iio

и письму заключается часто только въ усвоенш

слйдующихъ нехитрыхъ внйшнихъ навыковъ: изучевш печатной и пись­

менной азбуки; бйглое механическое 4TeHie съ механическимъ переска-

зомъ нрочитаннаго, письмо подъ диктовку словъ, предложенШ и цй-

лыхъ статей, съ соблюдешемъ, по возможности, главнййшихъ правилъ

правописашя.

Сообщеше грамматическвхъ свйдйвш (для правописашя) состоитъ

въ заучиваши учениками вйкоторыхъ грамматическихъ терминовъ и

опредйлешй, въ усвоенш навыка дйлать, механически же, такъ назы­

ваемый, „грамматический разборъ“.

Понятно само собою, что усвоеше указанныхъ выше механиче-

скихъ навыковъ ни въ какомъ случай не можетъ быть приравнено къ

усвоенш

языка:

чтеше и письмо служатъ только орудшми къ изуче-

шю и усвоенш языка, а обладанш одними орудшми ни въ какомъ

случай не можетъ еще ручаться за обладанш самымъ предметомъ, ко­

торый можетъ быть при посредствй ихъ пршбрйтенъ. Можно читать

и мало или даже превратно понимать прочитанное; можно научиться

бойко, „своими словами“ пересказывать плохо понятое прочитанное,

благодаря лишь развитш механической памяти, благодаря умйныо

быстро запоминать въ порядкй текста слова и выраженш, не разумйя

ни мыслей, ни взаимной ихъ связи и логическаго строя. Упражневш,

хотя бы и продолжительное, и доведенное до совершенства, въ такомъ

чтенш и въ пересказй, а равно и механичесше навыки письма, не

только не разовьютъ мыслительныхъ способностей ученика, но могутъ

еще и послужить, какъ крйпко укоренивппяся дурныя привычки, серь-

езнымъ тормозомъ къ дальнййшему духовному развитш, чему нагляд-

нымъ нримйромъ служатъ ученики-церковники дореформенной школы.

*) Подробное изложеше по этому вопросу см. „Вешше Всходы1, руководство для учителя.