33
того типа (школа мастерская, школа, приготовляющая писцовъ, чте-
цовъ, пйвцовъ), не давъ ученику истиннаго просвйщешя, станетъ пре
градой и для дальнййшаго его духовнаго роста,
Задачи и средства обучент родному языку").
Нужно ли учить русскаго русскому языку
?
Если нужно
,
то чему
же именно учить въ языкгь
?
Обучеше языку сводится не рйдко на практикй къ механическому
обученйо процессамъ чтения и письма, къ упражнешямъ въ правопи-
саши, къ сообщение кое-какихъ свйдйшй изъ грамматики.
Обучеше
4 T ea iio
и письму заключается часто только въ усвоенш
слйдующихъ нехитрыхъ внйшнихъ навыковъ: изучевш печатной и пись
менной азбуки; бйглое механическое 4TeHie съ механическимъ переска-
зомъ нрочитаннаго, письмо подъ диктовку словъ, предложенШ и цй-
лыхъ статей, съ соблюдешемъ, по возможности, главнййшихъ правилъ
правописашя.
Сообщеше грамматическвхъ свйдйвш (для правописашя) состоитъ
въ заучиваши учениками вйкоторыхъ грамматическихъ терминовъ и
опредйлешй, въ усвоенш навыка дйлать, механически же, такъ назы
ваемый, „грамматический разборъ“.
Понятно само собою, что усвоеше указанныхъ выше механиче-
скихъ навыковъ ни въ какомъ случай не можетъ быть приравнено къ
усвоенш
языка:
чтеше и письмо служатъ только орудшми къ изуче-
шю и усвоенш языка, а обладанш одними орудшми ни въ какомъ
случай не можетъ еще ручаться за обладанш самымъ предметомъ, ко
торый можетъ быть при посредствй ихъ пршбрйтенъ. Можно читать
и мало или даже превратно понимать прочитанное; можно научиться
бойко, „своими словами“ пересказывать плохо понятое прочитанное,
благодаря лишь развитш механической памяти, благодаря умйныо
быстро запоминать въ порядкй текста слова и выраженш, не разумйя
ни мыслей, ни взаимной ихъ связи и логическаго строя. Упражневш,
хотя бы и продолжительное, и доведенное до совершенства, въ такомъ
чтенш и въ пересказй, а равно и механичесше навыки письма, не
только не разовьютъ мыслительныхъ способностей ученика, но могутъ
еще и послужить, какъ крйпко укоренивппяся дурныя привычки, серь-
езнымъ тормозомъ къ дальнййшему духовному развитш, чему нагляд-
нымъ нримйромъ служатъ ученики-церковники дореформенной школы.
*) Подробное изложеше по этому вопросу см. „Вешше Всходы1, руководство для учителя.