32
степени, можно приложить къ ученно каждаго ребенка, применима
она и даже, на нашъ взтлядъ, обязательна и въ народной школе. Пра
вильно, хотя, быть можетъ, и скромно поставленные предметы школь-
наго учены могутъ дать желанные результаты: обучены Закону Божш
(особенно же евангельское учете) и чтете церковнославянское поло-
жатъ основы для образованы сердца —развиты нравствевнаго чувства;
р'Ьшенш т’Ьхъ же задачъ способствуетъ и 4TeHie избранныхъ художе-
ственныхъ произведены. Вообще же правильно поставленное чтевы избран-
наго матершла можетъ дать въ результате и предварительное образо
ваны ума (практическая логика) и сердца, и сообщить предваритель
ный знаны—въ связи, въ системе, въ надлежащей постепенности, и
послужить въ то же время орудымъ для саыообразованы въ будущемъ.
Въ общемъ, все содержите названныхъ выше предметовъ учены и въ
народной школ1!: (Законъ Божш, церковно славянское и русское чтенье)
могутъ, въ той или другой мЬр'Ь, дать ответы на существенные вопросы
жизни: где я? что я? что я быть долженъ и къ чему предназначенъ?
Тесно связанныя съ чтенымъ упражнены въ изложены (устномъ и
письменномъ) укргЬпятъ все то, что прыбретено путемъ чтены (формы
языка, содержите прочитаннаго), поспособствуютъ къ развитш умствеы-
ныхъ способностей, научатъ правильно, точно и полно выражать мысль
и чувство въ словЬ. Помогутъ съ своей стороны развитие разсудочныхъ
способностей и занятая по ариометике. Обучены п'Ьнт поспособствуетъ
развитие добрыхъ чувствованш. И чтете , и письмо, и ариеметика
дадутъ въ то же время навыки и уменья пользоваться, по возможности,
въ жизни вс'йнъ т'Ьмъ, что прыбретено въ школе. Школьная обста
новка, обращенае учителя съ детьми, взаимныя отноЕнены детей между
собою и къ наставникамъ, все поведены ученика въ школе и вн'Ь ея
могутъ послужить хорошимъ средствомъ для образованы добрыхъ при-
вычекъ, для проявлены вовне своего внутренняго я, для упражнения
деятельности воли въ добромъ направлены.
Крайне желательно и даже необходимо, чтобы курсъ народной
школы былъ увеличенъ до четырехъ л4тъ, чтобы заняты ежегодно
продолжались наибольпЕее время, чтобы ученики возможно меньше ман
кировали уроками и проч., но и при настоящихъ условыхъ школа
народная можетъ и должна быть
не спецгальною,
а общеобразователь
ною школою: это первая, одинаковая для всгЬхъ, ступень просвещены,
которая служитъ основою для дальнейшего правильнаго роста ученика,
будетъ ли онъ продолжать свое учете въ другой какой школе, или же
будетъ пополнять свое образованы самостоятельно. Школа всякаго дру-