Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  38 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 38 / 308 Next Page
Page Background

30

чувствъ къ другимъ, но неизменно нослужатъ (въ подавляющемъ боль*

шипствЬ случаевъ) нагляднымъ, убЬдительно-поучительнымъ примЬромъ

для его собственныхъ д1зйств1й въ его отяошеныхъ къ другимъ

Одинаковы или совершенно различны задачи учетя и воспитатя?

— Въ недавнемъ прошломъ,

на практики,,

задачи учены в вос­

питания строго между собою различались: учете ставило ce61i цЬлно

сообщены дЬтямъ извЬстныхъ знаны и навыковъ; BocnHTaHie полагало

себЬ задачею прочить ученика благопристойно вести себя — по отноше­

нию къ самому себЬ и другимъ. Но такой взглядъ на дЬло не можетъ

быть признанъ правильными

и учете, и eocnumanie

преслЬдуютъ одну

и ту же цЬль,— образование

характера

человека, т. е. того, что опре*

дЬляетъ и направляетъ деятельность человека. Нужно учить ученика

тому и такъ, чтобы это учете воспитало въ немъ умственный силы

и привычки, кои способны были бы руководить имъ въ жизненной,

деятельности. Нужно воспитывать въ ученикЬ и гуманныя чувства»

кои бы, вмЬстЬ съ знатями и разсудочными способностями, оказывали

свое дЬятельно-доброе влыше на волю. Нужно сообщать и правила

благопристойности и вообще поведены, кои бы находились въ полной

гармоти съ развитымъ разсудочныхъ способностей и добрыхъ чувство-

ванш и служили бы лишь проявлетемъ вовнЬ внутренняго человека.

Поведены (во всемъ, а въ томъ числЬ и въ смыслЬ усвоенныхъ съ

детства привычекъ) должно быть таково, чтобы оно было одинаково

полезно (въ лучшемъ и благороднЬйшемъ смысл'Ь этого слова) какъ для

меня, такъ и для другихъ, не унижало бы моего человЬческаго до­

стоинства, не оскорбляло бы чувства другихъ, было бы руководимо

любовью и уважетемъ къ другимъ и вызывало бы въ другихь тЬ же

самыя чувства. Воспитаны и уче те должны быть таковы, чтобы уче-

никъ и воспитаниикъ

не казался бы только

знающимъ и благовоспи-

таннымъ, но и былъ бы по существу своему просвЬщеннымъ человЬ-

комъ, чтобы все поведете его было лишь проявлетемъ вовнЬ его

внутренняго духовнаго

Mipa

— ноняпй, мыслей, чувства, выражетемъ

его духовнаго богатства.

— Итакъ, конечныя цЬли воспитатя и учены однЬ и тЬ же,— •

помочь ученику проявить себя въ жизни разумнымъ и добрымъ, взаимо-

дЬйствы свЬтлаго разума, добраго чувства, поддержанныхъ добрыми

привычками, должны повлшть на образованы характера, дать направ-

лете волЬ.

Многое ли можетъ сдплать въ дгългъ воспитатя народная

школа

,

обладающая малыми средствами (юный возрастъ ученика

,

малое

для учетя количество времени, краткость программъ учетя).