30
чувствъ къ другимъ, но неизменно нослужатъ (въ подавляющемъ боль*
шипствЬ случаевъ) нагляднымъ, убЬдительно-поучительнымъ примЬромъ
для его собственныхъ д1зйств1й въ его отяошеныхъ къ другимъ
Одинаковы или совершенно различны задачи учетя и воспитатя?
— Въ недавнемъ прошломъ,
на практики,,
задачи учены в вос
питания строго между собою различались: учете ставило ce61i цЬлно
сообщены дЬтямъ извЬстныхъ знаны и навыковъ; BocnHTaHie полагало
себЬ задачею прочить ученика благопристойно вести себя — по отноше
нию къ самому себЬ и другимъ. Но такой взглядъ на дЬло не можетъ
быть признанъ правильными
и учете, и eocnumanie
преслЬдуютъ одну
и ту же цЬль,— образование
характера
человека, т. е. того, что опре*
дЬляетъ и направляетъ деятельность человека. Нужно учить ученика
тому и такъ, чтобы это учете воспитало въ немъ умственный силы
и привычки, кои способны были бы руководить имъ въ жизненной,
деятельности. Нужно воспитывать въ ученикЬ и гуманныя чувства»
кои бы, вмЬстЬ съ знатями и разсудочными способностями, оказывали
свое дЬятельно-доброе влыше на волю. Нужно сообщать и правила
благопристойности и вообще поведены, кои бы находились въ полной
гармоти съ развитымъ разсудочныхъ способностей и добрыхъ чувство-
ванш и служили бы лишь проявлетемъ вовнЬ внутренняго человека.
Поведены (во всемъ, а въ томъ числЬ и въ смыслЬ усвоенныхъ съ
детства привычекъ) должно быть таково, чтобы оно было одинаково
полезно (въ лучшемъ и благороднЬйшемъ смысл'Ь этого слова) какъ для
меня, такъ и для другихъ, не унижало бы моего человЬческаго до
стоинства, не оскорбляло бы чувства другихъ, было бы руководимо
любовью и уважетемъ къ другимъ и вызывало бы въ другихь тЬ же
самыя чувства. Воспитаны и уче те должны быть таковы, чтобы уче-
никъ и воспитаниикъ
не казался бы только
знающимъ и благовоспи-
таннымъ, но и былъ бы по существу своему просвЬщеннымъ человЬ-
комъ, чтобы все поведете его было лишь проявлетемъ вовнЬ его
внутренняго духовнаго
Mipa
— ноняпй, мыслей, чувства, выражетемъ
его духовнаго богатства.
— Итакъ, конечныя цЬли воспитатя и учены однЬ и тЬ же,— •
помочь ученику проявить себя въ жизни разумнымъ и добрымъ, взаимо-
дЬйствы свЬтлаго разума, добраго чувства, поддержанныхъ добрыми
привычками, должны повлшть на образованы характера, дать направ-
лете волЬ.
—
Многое ли можетъ сдплать въ дгългъ воспитатя народная
школа
,
обладающая малыми средствами (юный возрастъ ученика
,
малое
для учетя количество времени, краткость программъ учетя).