31
— Всякы д'Ьлаетъ въ мгЬру своихъ силъ и средствъ, но и малыя
силы и средства должны быть применяемы къ делу и направляемы
целесообразно и разумно; недостаточность средствъ не можетъ слу
жить оправданымъ пеправильнаго и уродливаго ихъ применены. Общая
цель ученья и воспитаны везде и для всехъ должна быть одинакова,—
приготовлены, въ ыределахъ возможности, питомца къ самостоятельной,
разумной и доброй жизни. Пусть ученикъ пройдетъ лишь, въ зависи
мости отъ жизненныхъ обстоятельствъ,
низшт
влассъ просвещены (и
средняя, и даже высшая школа не въ силахъ дать
полнено
курса про
свещены, —этотъ необъятный курсъ проходитъ каждый, въ меру своихъ
силъ и средствъ, въ течете всей своей жизни), но программа и этого
низшаго класса должна быть поставлена правильно. Благопрьятныя
обстоятельства могутъ предоставить ученику возможность продолжать
далее школьное учете; при иныхъ обстоятельствахъ ученикъ пойдетъ
впередъ самостоятельно и сделаетъ возможное для продолжены своего
самовоспитавы и самообразовашя, что осуществимо лишь при условы
правильной постановки школьнаго учены и воспитаны. Приведемъ здесь
справедливый мысли В. А. Жуковскаго: „Воспитаны начинается съ
колыбели, учены съ отрочества, то и другое продолжается до начала
молодыхъ летъ. Тогда судьба привимаетъ питомца изъ рукъ воспита
теля и наставника и продолжаетъ его земное воспитаны до гроба:
долгъ воспитателя и наставника состоитъ единственно въ томъ, чтобы
сделать питомца своего способнымъ внимать постановленымъ судьбы и
воспользоваться ими съ достоинствомъ человека. Кто ум$лъ имъ по
следовать, тотъ совершилъ земное свое назначены и зналъ добродетель".
„Учены приготовительное можно сравнить съ приготовлешемъ къ
путешествт: надобно дать въ руки компасъ, познакомить съ картою,
снабдить орудыми, нужными для прыбретены сведетй и для открыПй.
I. Компасъ. Предварительное образованы ума: практическая логика.
Образованы сердца: развиты нравственнаго чувства посредствомъ пер-
выхъ поняты религш. II. Карта. Знавы. Сообщены вкратце, въ связи,
въ ясной и полной системе, сообразуясь съ понятымъ воспитанника,
наблюдая нужную постепенность всехъ техъ познаны, которыя должны
быть
(могутъ быть
—скажемъ мы) предложены ему отдельно, какъ
науки со всеми необходимыми подробностями. Ответь въ связи на
четыре вопроса жизни: где я? что я? что я быть долженъ и къ чему
предназначенъ? III. Оруды. Языки —способы дополнять самому сооб
щенный знашя знатями, —собственно прыбретаемыми —таланты".
Программу эту съ полнымъ основанымъ, хотя и въ различной