Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  36 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 36 / 308 Next Page
Page Background

28

лишь удостоверяете, какш внешнш зпанш и навыки и въ какой мере

усвоилъ ученикъ въ перюдъ школьнаго учееш, дипломъ—вывеска, кото­

рая мало еще говорите, что за нею скрывается. Учить детей нужно

и не для бол’Ье легкаго только успеха въ матершльной жизни: „не о

хлебе единомъ живъ челов'Ькъ". Матертльно-утилитарныя д_Ьли могуть

быть, при изв'Ьстныхъ условшхъ и ограниченшхъ, допускаемы въ школе

въ томъ только случай, когда достижеше ихъ не послужитъ пренят-

ствшмъ успешному выполненш основныхъ задачъ учевш. Учить детей

нужно и не для того только, чтобы они заучили на память возможно

большее количество фактическихъ знашй, не переработанныхъ ими въ

п о н я т и мысли, не связанныхъ надлежаще между собою, и могли бы

лишь

казаться

многознающими; и не для того только нужно учить,

чтобы д'Ьти усвоили себе те или другш уменья и навыки, выгодныя

и прштныя какъ для нихъ самихъ, такъ и для окружающихъ, уменья

и навыки писца, чтеца, певца: так!е внешше навыки, уменья, знанш

не могутъ еще служить ручательствомъ за внутреннее просв’Ьщеше

человека.—Воспитывать нужно не для того только, чтобы привить вос­

питаннику некоторый привычки благопристойности и внешней съ

людьми обходительности, чтобы воспитанникъ могъ бы лишь

казаться

благовоспитаннымъ: ташя иривычки еще не ручаются за внутреннее

существо человека. —Знанш, уменья, навыки и привычки необходимо

нужны въ деле учешя и воспиташя, но все это служить лишь сред-

ствомъ, а не основною целью школьнаго учешя и воспитавш.

— Учить и воспитывать детей нужно для того, чтобы пригото­

вить ихъ наилучшимъ образомъ къ

человпческои

жизни, къ наилучшему

отправлееш въ жизни „святЬйшаго изъ звашй —человгЬкък, осветить

имъ пути этой лучшей жизни, помочь имъ сделаться въ жизни разум­

ными и добрыми, и быть таковыми не въ своей только личной жизни,

но и въ семейной, и въ гражданской.—Учеше и воспиташе должно

пробудить, развить и направить на путь истинный наилучшш духов-

ныя силы, кашя есть въ человеке, воспитать добрыя стремленья, твер­

дую волю, направленную на непреложное осуществлена въ жизни

добра, какъ блага личнаго, такъ и общаго для всЬхъ, Въ человеке,

созданномъ по образу и подобш Божш, и нужно прежде всего раз­

вивать и воспитывать этотъ божественный образъ, т. е. светлый умъ,

любвеобильное чувство, направленное на добро, твердую волю.

— Разумъ просветляется избранными, хорошо усвоенными, ду­

ховно-претворенными какъ бы въ плоть и въ кровь знашями (о при­

роде и человеке), а равно и воспиташемъ въ человеке доверия и ува-