28
лишь удостоверяете, какш внешнш зпанш и навыки и въ какой мере
усвоилъ ученикъ въ перюдъ школьнаго учееш, дипломъ—вывеска, кото
рая мало еще говорите, что за нею скрывается. Учить детей нужно
и не для бол’Ье легкаго только успеха въ матершльной жизни: „не о
хлебе единомъ живъ челов'Ькъ". Матертльно-утилитарныя д_Ьли могуть
быть, при изв'Ьстныхъ условшхъ и ограниченшхъ, допускаемы въ школе
въ томъ только случай, когда достижеше ихъ не послужитъ пренят-
ствшмъ успешному выполненш основныхъ задачъ учевш. Учить детей
нужно и не для того только, чтобы они заучили на память возможно
большее количество фактическихъ знашй, не переработанныхъ ими въ
п о н я т и мысли, не связанныхъ надлежаще между собою, и могли бы
лишь
казаться
многознающими; и не для того только нужно учить,
чтобы д'Ьти усвоили себе те или другш уменья и навыки, выгодныя
и прштныя какъ для нихъ самихъ, такъ и для окружающихъ, уменья
и навыки писца, чтеца, певца: так!е внешше навыки, уменья, знанш
не могутъ еще служить ручательствомъ за внутреннее просв’Ьщеше
человека.—Воспитывать нужно не для того только, чтобы привить вос
питаннику некоторый привычки благопристойности и внешней съ
людьми обходительности, чтобы воспитанникъ могъ бы лишь
казаться
благовоспитаннымъ: ташя иривычки еще не ручаются за внутреннее
существо человека. —Знанш, уменья, навыки и привычки необходимо
нужны въ деле учешя и воспиташя, но все это служить лишь сред-
ствомъ, а не основною целью школьнаго учешя и воспитавш.
— Учить и воспитывать детей нужно для того, чтобы пригото
вить ихъ наилучшимъ образомъ къ
человпческои
жизни, къ наилучшему
отправлееш въ жизни „святЬйшаго изъ звашй —человгЬкък, осветить
имъ пути этой лучшей жизни, помочь имъ сделаться въ жизни разум
ными и добрыми, и быть таковыми не въ своей только личной жизни,
но и въ семейной, и въ гражданской.—Учеше и воспиташе должно
пробудить, развить и направить на путь истинный наилучшш духов-
ныя силы, кашя есть въ человеке, воспитать добрыя стремленья, твер
дую волю, направленную на непреложное осуществлена въ жизни
добра, какъ блага личнаго, такъ и общаго для всЬхъ, Въ человеке,
созданномъ по образу и подобш Божш, и нужно прежде всего раз
вивать и воспитывать этотъ божественный образъ, т. е. светлый умъ,
любвеобильное чувство, направленное на добро, твердую волю.
— Разумъ просветляется избранными, хорошо усвоенными, ду
ховно-претворенными какъ бы въ плоть и въ кровь знашями (о при
роде и человеке), а равно и воспиташемъ въ человеке доверия и ува-