29
жешя къ знанйо вообще. Знашя должны быть избранный въ смысле
ихъ жизненности и плодотворности: они должны быть не только до
ступны, но и близки, родственны ученику по отношенш къ его на
стоящему и будущему; должны быть таковы, чтобы на основе ихъ
могъ бы созидаться дальнййшш духовный ростъ ученика. Просветляется
разумъ и формальнымъ развитшмъ разсудочной деятельности человека,—
развитшмъ способностей живо и полно наблюдать и воспринимать)
правильно выводить и заключать, обобщать. Матершломъ для развитш
разсудочныхъ способностей служатъ сообщаемый ученику знашя, его
собственныя наблюдешя и самонаблюдешя и опыты въ своей собствен
ной духовной жизни; средствомъ для развита разсудочныхъ способно
стей служатъ разнообразный, целесообразно поставленный упражешя
(толковое чтеше и изложеше мыслей, вызывающая ученика на обсу-
ждеше, на обобщеше, сравнеше и проч ).
Доброе чувство возбуждается и воспитывается целесообразными
воздействкми на воображеше и чувствовашя ученика —воспрштшмъ,
переживашемъ и усвоешемъ ( язаражешемъ“) чувства другого. Мысль
и разсуждеше поможетъ перейти чувству въ деятельность, выразиться
въ поступкахъ. Матершломъ для развипя чувствованш служатъ избран'
ныя художественный произведенш, рисуюшДя картины изъ жизни при
роды и людей, и преимущественно те изъ нихъ, которыя скорее всего
могутъ поставить человека въ добрыя, разумныя и справедливыя отно-
шешя ко всему его окружающему.
Конечная цель воспрштш познанш и чувствъ —возможное воздей-
CTBie
ихъ на волю—для наилучшаго направлешя жизненной деятель
ности. Начало упражвенш воли ученика полагается въ школе—въ
разумномъ подчиненш школьнымъ порядкамъ, въ отвошешяхъ къ пред-
метамъ учешя, къ учителю, къ товарищамъ и вообще ко всему окру
жающему, какъ въ школе, такъ и вне ея. Нужно при этомъ заметить,
что ученикъ, какъ разумное существо, созданное но образу и подобш
Божш, долженъ быть воспитываемъ въ сознанш не только своихъ обя
занностей, но и общечеловеческихъ правь: кто не уважаетъ человека
въ себе, тотъ не познаетъ и не признаетъ человека и въ другомъ!
кто не знаетъ своихъ правь, пе знаетъ къ себе справедливости, тотъ
не можетъ въ душе сознавать и осуществлять право другого, оказывать
справедливость по отношенш къ слабейшему, —мы не можемъ отдавать
другимъ того, чего въ самихъ себе не носимъ; ностоянныя нравона-
рушешя по отношение къ личности человека, постоянный переживания
несправедливостей—не только не воспитаютъ въ человеке гуманныхъ