Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  37 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 37 / 308 Next Page
Page Background

29

жешя къ знанйо вообще. Знашя должны быть избранный въ смысле

ихъ жизненности и плодотворности: они должны быть не только до­

ступны, но и близки, родственны ученику по отношенш къ его на­

стоящему и будущему; должны быть таковы, чтобы на основе ихъ

могъ бы созидаться дальнййшш духовный ростъ ученика. Просветляется

разумъ и формальнымъ развитшмъ разсудочной деятельности человека,—

развитшмъ способностей живо и полно наблюдать и воспринимать)

правильно выводить и заключать, обобщать. Матершломъ для развитш

разсудочныхъ способностей служатъ сообщаемый ученику знашя, его

собственныя наблюдешя и самонаблюдешя и опыты въ своей собствен­

ной духовной жизни; средствомъ для развита разсудочныхъ способно­

стей служатъ разнообразный, целесообразно поставленный упражешя

(толковое чтеше и изложеше мыслей, вызывающая ученика на обсу-

ждеше, на обобщеше, сравнеше и проч ).

Доброе чувство возбуждается и воспитывается целесообразными

воздействкми на воображеше и чувствовашя ученика —воспрштшмъ,

переживашемъ и усвоешемъ ( язаражешемъ“) чувства другого. Мысль

и разсуждеше поможетъ перейти чувству въ деятельность, выразиться

въ поступкахъ. Матершломъ для развипя чувствованш служатъ избран'

ныя художественный произведенш, рисуюшДя картины изъ жизни при­

роды и людей, и преимущественно те изъ нихъ, которыя скорее всего

могутъ поставить человека въ добрыя, разумныя и справедливыя отно-

шешя ко всему его окружающему.

Конечная цель воспрштш познанш и чувствъ —возможное воздей-

CTBie

ихъ на волю—для наилучшаго направлешя жизненной деятель­

ности. Начало упражвенш воли ученика полагается въ школе—въ

разумномъ подчиненш школьнымъ порядкамъ, въ отвошешяхъ къ пред-

метамъ учешя, къ учителю, къ товарищамъ и вообще ко всему окру­

жающему, какъ въ школе, такъ и вне ея. Нужно при этомъ заметить,

что ученикъ, какъ разумное существо, созданное но образу и подобш

Божш, долженъ быть воспитываемъ въ сознанш не только своихъ обя­

занностей, но и общечеловеческихъ правь: кто не уважаетъ человека

въ себе, тотъ не познаетъ и не признаетъ человека и въ другомъ!

кто не знаетъ своихъ правь, пе знаетъ къ себе справедливости, тотъ

не можетъ въ душе сознавать и осуществлять право другого, оказывать

справедливость по отношенш къ слабейшему, —мы не можемъ отдавать

другимъ того, чего въ самихъ себе не носимъ; ностоянныя нравона-

рушешя по отношение къ личности человека, постоянный переживания

несправедливостей—не только не воспитаютъ въ человеке гуманныхъ