25
виду разобрать статью „отъ общаго къ частному*, т. е. определить
прежде всего главную мысль статьи, затЬмъ —главныя ея части и т. д ,
выработать краткш и полный разсказъ. Дети сказали потомъ знакомое
стпхотвореше, дали отчетъ въ его содержании, после чего предложено
было несколько вопросовъ по отечественной исторы и геогр фы,
Въ заключены сделана была поверка письменныхъ работъ во
всехъ трехъ отделеныхъ.
Поверка знанш и умЪпы учениковъ привела руководителей къ
следующимъ выводамъ:
Беглость въ чтены и выразительность въ произнесены стихотво-
ревш вполне удовлетворительны и совершенно отвечаютъ нормальнымъ
требованымъ.
Что же касается более или менее полнаго усвоены содержаны
читаемаго новаго текста и прежде разучевныхъ стихотворевы, то здесь
замечаются значительные недочеты. Дети усваиваютъ, преимущественно»
внешнюю—фактическую, буквальную сторону читаемаго, внешни! по-
рядокъ мыслей и недостаточно вникаютъ во внутреннюю связь поняты
и мыслей, мало вдумываются въ смыслъ прочитаннаго, не привыкли
къ обобгценымъ воспринятыхъ мыслей, затрудняются делать непосред
ственно вытекающы выводы изъ прочитаннаго, не привыкли кратко и
точно формулировать общее содержаны прочитаннаго и объясненнаго;
еще более того затрудняются дети въ разборе статей отъ общаго къ
частному, какъ по отношение къ отделамъ, такъ еще более по отно-
т е пш къ целой статье, —не только новой, но и прежде разученной.
Дети, вообще, смышленый, бойкы; они не привыкли только работать
отвлеченно, хотя бы и въ области совершенно близкихъ имъ понятий.
Факты изъ отечественной исторы, географы и проч. усвоены до
известной степени учениками, но ученики мало сознаютъ связь между
ними, затрудняются въ обобщены однороднаго.
Грамматпческы сведены въ количественномъ отношены достаточны
для объяснены правописаны, изучены ихъ, видимо, не преобладаете
надъ всеми другими, более доступными и важными, занятыми по
родному языку, хотя распределены этихъ знанш въ курсе школы можно
было бы сделать несколько правильнее (см. программы М. Н. Пр.).
Навыки въ письме и въ правописаны могутъ быть признаны
вполне удовлетворительными.
Навыки въ письменномъ изложены мыслей недостаточны, и упраж-
нены этого рода начинаются въ курсе школы позднее, чЬмъ следо
вало бы.