— 267
у него было 103!/
2
—|— 103х/
2
= 207 пудамъ ciea. После того какъ по
варили решете этой задачи, было сказано, что въ такихъ задачахъ
V2
предыдущаго остатка равна последнему остатку, да
72
пуда, а по
тому къ последнему остатку всегда прибавляется
72
пуда, получен
ное число умножаютъ на 2, потому что въ каждомъ числе 2/з> и та
кое прибавлете къ остатку V
i
пуда и умножете полученнаго на 2
делается столько разъ, сколько было покупателей. Для упражненщ въ
решети задачъ этого типа было предложено решить самостоятельно
другую подобную первой задачу; „Одной покупательнице продали 7г
куска бархата и 7 2 арш., другой 7 2 остатка и 7 2 арш. и третьей
7® новаго остатка и 7 2 арш. Въ куске осталось 1 арш. бархату.
Сколько арш. бархату было въ куске до продажи?* Задача была ре
шена и проверена такъ, какъ и первая. После этого была дана та-
какая задача поваго типа: „Въ школе учатся 100 мальчиковъ и де-
вочекъ вместЬ; однажды по болезни въ школу не пришли 7 5 мальчи
ковъ и 7 is девочекъ. Налицо было 90 человЬкъ. Сколько въ этой
школе мальчиковъ и сколько девочекъ?* Ученики должны были поду
мать, какъ решить такую задачу, пока учитель будетъ заниматься съ
1-мъ отделешемъ, Ученикамъ 1-го отделешя было дано понятш о па
ре лошадей, кубиковъ... (о двухъ предметахъ вместе), после чего счи
тали парами монеты по 2 коп., косточки счетовъ, кубики и заучивали,
сколько штукъ (отдельныхъ предметовъ) будетъ въ 3, 4 и 5 парахъ.
Затемъ было дано понятш о тройке (о трехъ предметахъ вместе) и
сосчитали 2 и 3 тройки вместе на монетахъ, косточкахъ счетовъ и
кубикахъ. Въ конце урока учитель опять возвратился къ старшему
отделенш. Выведя изъ условш задачи, что всехъ мальчиковъ и дево
чекъ въ школе 100, а 7 5 всехъ мальчиковъ и 7 15 всехъ девочекъ
составляютъ 10 человЬкъ (больвыхъ, непришедшихъ въ классъ) надо
было спросить, не приходилось ли имъ (ученикамъ) решать, напр., та
кую задачу: „Пять яблокъ да 7 грушъ стоятъ 1 рубль; а 5 яблокъ
да 9 грушъ, по той же цене, стоятъ 1 р. 20 коп. Что стоитъ ябло
ко и что стоитъ груша?* Ученики сказали, что приходилось, и ре
шать ее надо такъ: „во второй разъ купили на 9 —7 = 2 . груши боль
ше и за нихъ денегъ заплатили на 1 р. 20 р. —1 р .= 2 0 коп, боль
ше, значитъ, 2 груши стоятъ 20 коп., а одна 20: 2 = 1 0 кон. Осталь
ное peuieaie (что стоило яблоко) понятно само собой. После этого учи
тель сказалъ, что если бы въ обеихъ частяхъ условш нашей задачи
было тоже взято поровну мальчиковъ или девочекъ, то и ее можно
было бы решить такъ яге легко, какъ и последнюю. „Какъ это еде-