Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  281 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 281 / 308 Next Page
Page Background

— 273 —

узнали?"— , 2 4 0 разделили на 3 0 —„240 —это разстояше, а 3 0—■

скорость, следовательно, вы разд'Ьлими разстояше на скорость". После

рЬшенш такихъ задачекъ съ целью уяснешя, какъ узнаютъ цену, число

купленныхъ предметовъ, скорость и время, ученикамъ была предложена

задача съ неизвестнымъ дЬлимымъ. „Барышникъ продалъ индейку за

1 р. 35 коп. и курицу за 45 коп.; за вырученныя деньги онъ купилъ

жене на платье 12 аршинъ ситца. Что стоилъ аршинъ этого ситца?"

(Узнайте цену 1 аршина ситца). После усвоения содержанш задачи было

спрошено, какими действыми надо ее решать?— „Делешемъ".— „Что и

на что вы будете делить?" —„Стоимость 12 арш. ситца на ихъ число".

— „Можво ли делить?" —„Нетъ, мы не знаемъ делнмаго". (Передъ этимъ

на неболыпихъ примерахъ учитель показалъ, что если неизвестно дели­

мое, или делитель, или то и другое, то делешя делать нельзя. „Трудно ли

узнать делимое?" — „Нетъ; надо сложить 1 р. 35 коп. и 45 коп."

— „Сложите; сколько получилось?" — „1 р. 80 коп." — „Можно ли

теперь делить?" — .Можно". — „Делите 1 р. 80 коп. на 12!" Уче­

ники разделили и оказалось, что каждый аршинъ ситцу стоитъ 15 к.

Иотомъ была дана задача съ неизвестнымъ делителемъ. „Барышникъ

купилъ сначала 18, а потомъ и остальныя 12 козъ по той же цене

и за всехъ заплатилъ 105 рублей. Что стоитъ каждая коза?". Когда

содержаше задачи было усвоено, учительспросилъ: „Какимъ действЬ

емъ вы решите эту задачу?" — „Делен1емъ“ .—„Что и на что вы бу­

дете д'Ьлить?"—*105 рублей на число всехъ козъ“ .—„Можно ли де­

лить?"— „Нетъ, мы не знаемъ делителя, числа всехъ купленныхъ козъ".—

„Нельзя ли узнать это число?"— „Можно, для этого надо 18 сложить

съ 12". —„Сложите! Сколько получилось?"— „30 “—„Теперь можно

105 руб. делить на число всехъ купленныхъ козъ?" —„Можно".—

„Делите!" Ученики разделили 105 руб. за 30 и узнали, что каждая

коза стоитъ 3 р. 50 к. Наконецъ, ученикамъ для самостоятельной р а ­

боты была предложена следующая задача: „Смешали 15 фунтовъ гор­

чицы по 30 коп. за фунтъ, съ 12 фунтами другой горчицы по 25 к.

за фунтъ, и съ 3 фунтами горчицы 3 го сорта по 20 коп. Что сто

итъ фунтъ смеси?" (Узнайте цепу смеси). Сначала было усвоеносо-

держаше задачи. Затемъ учитель спрашивалъ: „Какимъ д'Ьйствшмъ вы

узнаете цену смеси?" —„Д'Ьлешемъ". - „Что и на что будете вы де­

лить1?"— „Стоимость всей смеси на число ея фунтовъ". — „Можно ли

делить?"—„Нельзя; мы не знаемъ ни делимаго, ни делителя".—

„Нельзя ли узнать делителя—число фунтовъ смеси?" — „Это можно

узнать сложешенъ фунтовъ трехъ сортовъ горчицы". — „Можно ли д4-