Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  273 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 273 / 308 Next Page
Page Background

265 —

Суббота, 13 шня.

Въ первые V 2 часа во 2-мъ отдйлевш была дана самостоятельная

работа на сложеше трехзначныхъ и двузначныхъ чиселъ по „Кома­

рову", а съ 3-мъ отделеншмъ занимался учитель Сначала ученикамъ

напомнили, какъ д’Ьлятъ на 20 частей, а потомъ применили то же

правило къ деление на 30, 40... частей. После этого дано было раз­

делить 129326 на 32 съ соблюден1емъ преждеуказанныхъ 4 работъ.

Сначала учитель остановился на томъ, сколько надо делить. Ученики

скоро решили, что делить надо не меньше делителя и не больше де­

сятерного д4лителя: меньше делителя брать нельзя, потому что въ

такомъ случае не придется на каждую часть по одному; десятерного

и более десятерного делителя нельзя делить, потому что въ частномъ

будетъ тогда не одна, а две цыфры, что не всякш умеетъ высчитать.

Дальше остановились на томъ, какъ узнавать, по скольку достанется*

Решили делить 129 тысячъ сначала на 30 и узнали частное 4, после

этого надо было узнать достанется ли по 4 тысячи и на 3 2 части;

когда поверили, т. е. узнали, сколько разделили (32 части по 4 ты-

с я ч и = 1 2 8 тысяч.), то оказалось, что и на 32 части тоже достанется

по 4 тысячи. Затемъ продолжали делеше дальше и тогда никакихъ

затрудненш не встретили до конца делешя. После этого стали делить

129326 на 39. Въ этомъ случае для узнавашя цыфры частнаго,

учитель посоветовалъ сначала делить 129 тысячъ на 40 и, когда

узнали частное 3, то онъ спросилъ: „Какъ вы думаете, будетъ ли то

же частное, когда 129 тысячъ разделимъ пе на 40, а на 39?“ Ответь

былъ утвердительный, потому что, если на каждую изъ 40 частей до­

сталось по 3, то на 39 непременно достанется по столько же, и, можетъ

быть, еще останется столько, что на каждую изъ 39 частей можно

будетъ прибавить. При поверке этого не оказалось и все деленш про­

шло безъ особыхъ затруднешй, Въ конце этого урока учитель сказалъ,

что, когда придется делить на такое двузначное число, въ которомъ

единицъ меньше 5, то, для определена цыфры частнаго, достаточно

делить только на десятки, а при поверке (3-я работа) обращать вни-

ыаше на всего делителя; если же число единицъ дЬлителя больше 5,

то для этой же цели (определена цыфры частнаго) къ числу десят-

ковъ делителя надо прибавить бдинъ и делить на полученное число

десятковъ, т. е., напр., делителя 42 считать за 40, а 58 за 60 или,

какъ говорятъ, надо округлять делителя. Затемъ 3-му отделенно была

дана самостоятельная работа — делеше многозначныхъ чиселъ на дву-