— 272 —
вставать —познакомиться, а т'Ьмъ, кому они хорошо знакомы, восполь
зоваться вышенриведеннымъ способомъ для р'Ьшешя ариометическихъ
задачъ третьяго рода.
Вторникъ,
16
шня,
Въ этотъ день отъ 9 до 91/ 2 часовъ утра 2-му отделешю назна
чена самостоятельная работа —сложеше трехзначныхъ чиселъ, а съ
3-мъ отделешемъ занимался учитель. Сначала были даны простенькш
задачи на делете: „8 лимоновъ стоятъ 32 коп. Что стоптъ 1 лимонъ?“
(Узнайте цену лимона). Разд'Ьливъ 32 на 8, ученики говорили, что
цена лимона 4 коп. „Какое действш
вы
делали для того, чтобы узнать
ц'Ьн.у лимона?" — „Делеше".— „Что и на что вы делили?" — „32 на 8".
— „Какъ называется число 32, означающее, что стоятъ все куплен
ные лимоны?" —„Стоимостыо ихъ."— „Следовательно, вы делили сто
имость на число лимоновъ". Другая задача: „12 аршинъ ситца стоятъ
1 р. 44 к.; что стоитъ одинъ аршинъ?" (Узнайте ц'Ьну 1 аршина
ситца). Ученики высчитали и сказали: „12 копеекъ".— „Какое дМствЁе
вы делали?" — „Делеше". —„Что и на что вы делили?" — „Стоимость
12 аршинъ 1 р. 44 к. на 12 аршинъ". 3-я задача: „10 апельсинъ
стоятъ 80 коп ; что стоитъ 1 апельсинъ?" (Узнайте цену апельсина).
Ученики высчитали и сказали: „8 копеекъ".—„Какъ вы это узнали?"
— „80 копеекъ разделили на 10“ .—„Какъ называется число 80?“ —
„Стоимостью".—
10?" —„Эго число апельсинъ". — „Какъ же узна-
ютъ цену чего нибудь?" — „Цена узнается делешемъ стоимости на
число предметовъ". ЗатЬмъ въ техъ же задачахъ цЬна была постав
лена даннымъ числомъ и требовалось высчитать, сколько въ 1-й задаче
было куплено лимоновъ; во второй—аршинъ ситца, и въ третьей—
апельсинъ. Получались удовлетворительные ответы, изъ которыхъ вы
яснилось, что число предметовъ можно узнать деленшмъ стоимости на
цену. —Потомъ была предложена следующая задача: „Въ 8 часовъ
поездъ проходить 240 верстъ; сколько онъ проходить въ часъ?" (Узнайте
скорость этого поезда). Ученики высчитали и сказали: „30 верстъ".
—„Какимъ действшмъ вы это узнали?" — „Делешемъ".— „Что и что
вы делили?" —„240 на 8“ .—„240 называется разстояшемъ; значить,
вы разстояше делили на 8 часовъ". Была предложена и другая по
добная задача, при чемъ выяснилось, что скорость всегда узнается
делешемъ разстояшя на время. „А если, наоборотъ, сказать, что поездъ
прошелъ 240 верстъ и проходилъ по 30 верстъ въ каждый часъ, то
сколько часовъ онъ былъ въ
дороге?"
— „8 часовъ". — „Какъ вы это