Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  280 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 280 / 308 Next Page
Page Background

— 272 —

вставать —познакомиться, а т'Ьмъ, кому они хорошо знакомы, восполь­

зоваться вышенриведеннымъ способомъ для р'Ьшешя ариометическихъ

задачъ третьяго рода.

Вторникъ,

16

шня,

Въ этотъ день отъ 9 до 91/ 2 часовъ утра 2-му отделешю назна­

чена самостоятельная работа —сложеше трехзначныхъ чиселъ, а съ

3-мъ отделешемъ занимался учитель. Сначала были даны простенькш

задачи на делете: „8 лимоновъ стоятъ 32 коп. Что стоптъ 1 лимонъ?“

(Узнайте цену лимона). Разд'Ьливъ 32 на 8, ученики говорили, что

цена лимона 4 коп. „Какое действш

вы

делали для того, чтобы узнать

ц'Ьн.у лимона?" — „Делеше".— „Что и на что вы делили?" — „32 на 8".

— „Какъ называется число 32, означающее, что стоятъ все куплен­

ные лимоны?" —„Стоимостыо ихъ."— „Следовательно, вы делили сто­

имость на число лимоновъ". Другая задача: „12 аршинъ ситца стоятъ

1 р. 44 к.; что стоитъ одинъ аршинъ?" (Узнайте ц'Ьну 1 аршина

ситца). Ученики высчитали и сказали: „12 копеекъ".— „Какое дМствЁе

вы делали?" — „Делеше". —„Что и на что вы делили?" — „Стоимость

12 аршинъ 1 р. 44 к. на 12 аршинъ". 3-я задача: „10 апельсинъ

стоятъ 80 коп ; что стоитъ 1 апельсинъ?" (Узнайте цену апельсина).

Ученики высчитали и сказали: „8 копеекъ".—„Какъ вы это узнали?"

— „80 копеекъ разделили на 10“ .—„Какъ называется число 80?“ —

„Стоимостью".—

10?" —„Эго число апельсинъ". — „Какъ же узна-

ютъ цену чего нибудь?" — „Цена узнается делешемъ стоимости на

число предметовъ". ЗатЬмъ въ техъ же задачахъ цЬна была постав­

лена даннымъ числомъ и требовалось высчитать, сколько въ 1-й задаче

было куплено лимоновъ; во второй—аршинъ ситца, и въ третьей—

апельсинъ. Получались удовлетворительные ответы, изъ которыхъ вы­

яснилось, что число предметовъ можно узнать деленшмъ стоимости на

цену. —Потомъ была предложена следующая задача: „Въ 8 часовъ

поездъ проходить 240 верстъ; сколько онъ проходить въ часъ?" (Узнайте

скорость этого поезда). Ученики высчитали и сказали: „30 верстъ".

—„Какимъ действшмъ вы это узнали?" — „Делешемъ".— „Что и что

вы делили?" —„240 на 8“ .—„240 называется разстояшемъ; значить,

вы разстояше делили на 8 часовъ". Была предложена и другая по­

добная задача, при чемъ выяснилось, что скорость всегда узнается

делешемъ разстояшя на время. „А если, наоборотъ, сказать, что поездъ

прошелъ 240 верстъ и проходилъ по 30 верстъ въ каждый часъ, то

сколько часовъ онъ былъ въ

дороге?"

— „8 часовъ". — „Какъ вы это