261 —
то же. Дальше Я. Н. Синюгинъ писалъ 2 крестика и 1 крестикъ, а
потомъ черезъ клеточку рядомъ 3 крестика и говорилъ: „Два крести-
•ка да 1 крестикъ будетъ 3 крестика". Ученики повторяли и записы
вали то же и т. д. Во вторые V2 часа первое отд'Ьлеше продолжало
эту работу, а съ 3-мъ отд'Ьлешемъ занимался Леон. Вас. Поповъ. Онъ
сначала училъ, какъ узнать число десятковъ въ числе, отложенномъ
на счетахъ, потомъ напомнилъ, какъ Ив. вед. Медв^дёвъ училъ узна
вать число десятковъ по содержант, затЪмъ показалъ, что точно такъ
яге нужно делить и на 10 равныхъ частей. Потомъ, сказавши, что
штофъ ’/ю часть ведра, Л. В. Поповъ говорилъ: „Если штофъ раз
делить на
2
части, то получимъ
V2
штофа, или
V20
ведра, а потому
чтобы разделить всякое число на
20 частей, надо сначала данное чи
сло делить на 10 равныхъ частей, а полученное частное д'Ьлить на 2,
тогда и получимъ
1 0 . 2 = 2 0 частямъ, и значить, мы узнали
V20 часть".
Вечеромъ продолжали разсматривать „Методическое pbnienie типи-
ческихъ задачъ въ начальпыхъ училищахъ* Комарова.
Относительно задачъ 8-го типа, въ которыхъ определяется: раз-
стояте между двумя движущимися на-встрЬчу, время встречи ихъ
или скорость движешя одного изъ нихъ; 9-го типа, въ которыхъ опре
деляется время пополнен^ или опустешя водоема, если будутъ откры
ты все проводы или отводы воды, соединенные съ нимъ; и 10-го типа,
въ которыхъ по покупной и продажной дЪнЬ предметовъ и общей при
были или убытку определяется количество предметовъ, все высказались
въ томъ смысле, что задачи этихъ тииовъ просты, часто встречаются
въ общежитиз, а потому ихъ следуетъ решать.
Задачи 11-го типа, въ которыхъ изъ условной величины чиселъ
определяется действительная, можно дЬлать простейппя, а более труд
ный можно делать только тогда, когда ученики будутъ хорошо ре
шать задачи предыдущихъ и другихъ простеОшихъ типовъ, и если на
нихъ останется время.
Задачи 12-го типа, на предыдущее типы, можно делать простей-
нпя, но наиболее трудныя изъ нихъ не надо решать.
Задачи 13-го типа на пропорциональное делете следуетъ решать
все.
Задачи 14-го типа, въ которыхъ число делится на части раз-
ностно неравныя, очень полезно решать. Эти задачи ученики
реша-
ютъ безъ особеннаго труда, но не.умеютъ выразить, что они нахо-
дятъ, когда къ сумме двухъ чиселъ прибазляютъ разницу, или наобо-
ротъ, когда отъ суммъ отнимаютъ разность. Надо сказать, что въ 1-мъ